Rambler – первый мобильный интернет-портал.
Фото Евгения Виноградова
На этой неделе Rambler, первым из российских порталов, забрался в мобильный телефон. Бета-версия нового проекта, получившего название «Мобильный Rambler» (http://pda.rambler.ru), представляет собой почти полноценную версию портала Rambler.ru, предназначенную специально для мобильных телефонов и других мобильных устройств – например, PDA (более известных как «наладонники»). Представители компании называют новый проект «инновационным», и это не кажется бахвальством: для России это первый опыт комплексной оптимизации крупного интернет-портала для мобильных телефонов.
В данный момент продолжается тестирование «Мобильного Rambler», но можно предположить, что существенных изменений новый сервис уже не претерпит. «Карманная» версия более чем компактна и продумана так, чтобы удобно умещаться на экране мобильного телефона, оставляя при этом доступными основные сервисы портала. К их числу относятся электронная почта, новости, гороскоп, афиша, курсы валют, прогноз погоды, телепрограмма и онлайн-словари, а также поиск, который, правда, пока доступен только обладателям КПК и «смартфонов». Впрочем, тип устройства, с помощью которого пользователь заходит на сайт, не имеет особого значения – будь то телефон трехлетней давности с WAP или новейшая версия Palm. Система автоматически определяет тип устройства, с которого входит пользователь, и выдает либо wap-формат, либо более насыщенный веб-формат (для смартфонов), либо pda-вариант для «наладонников» и органайзеров.
Первые инициативы редко выглядят впечатляющими. Когда Rambler только появился и стал первой русской поисковой машиной, мало кто мог представить себе, что из этого выйдет. По мнению заместителя генерального директора Rambler Ивана Засурского, мобильный интернет сегодня – «это почти то же самое, что интернет в 1996 году: новая коммуникационная среда, потенциал которой огромен».
Как можно заключить из заявлений представителей компании Rambler, мобильность – это один из основополагающих принципов новой стратегии развития Rambler. Пользователи рамблеровской почты, к примеру, имеют возможность публиковать фотографии с мобильных телефонов по e-mail прямо в личном фотоальбоме на «Rambler-Фото». Судя по действиям компании Rambler, выпускающей последнее время новые проекты чуть ли не каждую неделю, тема «мобильности» на старейшем российском портале почти наверняка получит дальнейшее продолжение.
Наряду с интернетом мобильная связь относится к числу самых динамичных секторов телекоммуникационного рынка, и интеграция этих двух отраслей считается одним из наиболее перспективных направлений развития интернет-сервисов. Глава Microsoft Билл Гейтс считает, что именно мобильная связь «вдохнет новую жизнь в переживающую затяжной спад индустрию ПК». Интерес интернет-компаний к сотовой индустрии на Западе заметен уже много лет. Первым в мире «мобильным порталом» стал Yahoo!, еще в 1999 году выпустивший Yahoo! Mobile. В начале 2002 года компания Microsoft также объявила об открытии нескольких локальных европейских версий своего портала MSN, специально разработанных для мобильных устройств.
Эту же тенденцию можно наблюдать и в России. Все основные игроки рынка так или иначе уделяют внимание адаптации информационных систем под стандарты мобильного доступа. В апреле этого года Яndex выпустил интерфейс поиска для карманных компьютеров, Mail.ru также имеет свою «карманную» версию. Сравнительный анализ всех трех проектов очень четко показывает приоритеты компаний-конкурентов и их козыри. «Мобильный» Mail.ru ограничен исключительно электронной почтой, а «мобильный» Яndex до недавнего времени представлял собой только поисковую строку и лишь на днях дополнил ее PDA-версией службы «Яндекс.Маркет». Rambler подошел к созданию своей «мобильной» версии более тщательно и в итоге выпустил полноценный «карманный» портал с солидным набором возможностей, не ограничившись оптимизацией одного-двух ключевых сервисов.
Интерес гигантов интернет-индустрии к сотовой связи вполне понятен. В 2003 году, по данным агентства J’son & Partners, количество абонентов росло рекордными темпами (1,5 млн. в месяц) и к концу года составило 36 млн. человек, впервые сравнявшись с зарегистрированным количеством обладателей стационарных телефонов. Предполагается, что к концу 2004 года российская мобильная аудитория составит уже 55 млн. Конечно, не каждый из них является активным пользователем сети, и не все телефоны оснащены хотя бы WAP. Тем не менее возможность пополнить свою аудиторию на несколько десятков миллионов пользователей не может не быть заманчивой.