Свисток Маркуса Мерка завершил футбольный евромарафон, который длился почти месяц. Игроки разъехались по домам, а журналисты, увековечив все свои мысли по поводу сенсационной победы сборной Греции, замерли в ожидании Олимпиады. И в этой паузе появляется возможность абстрагироваться от футбольных баталий и посмотреть на чемпионат Европы под другим углом. Речь, собственно, пойдет не о футболистах, а о зрителях, вернее, учитывая специфику интернета, о посетителях.
Что раньше делал человек, который интересовался спортивными событиями? Он покупал газеты и журналы, включал сначала радио и телевизор, чтобы прослушать спортивные выпуски новостей, ходил на стадион и старался не пропускать ни одного матча. Сегодня же узнать результат любого матча любого чемпионата в любой момент может каждый – для этого достаточно иметь интернет. Уже говорят, что 14-летний подросток, который умеет обращаться с компьютером, знает о футболе больше, чем поклонник этой игры с тридцатилетним стажем.
Ажиотаж, связанный с нынешним чемпионатом Европы, был огромен. Во-первых, сборная России все-таки попала в финальную часть чемпионата Европы, а во-вторых, все в очередной раз почему-то надеялись не просто на участие, но на победу. Поэтому большинство отечественных ресурсов, так или иначе связанных со спортом, сочли необходимым освещать Евро-2004.
Для начала поговорим о пироге, который они делили. Общая суточная аудитория русскоязычных спортивных сайтов, по данным счетчика Rambler’s Top100, достигает цифры в 500 000 посетителей. Если сравнить общую суточную аудиторию всего рунета и спортивных ресурсов, то выясняется, что на долю спортивных сайтов приходилось до 15% от общего потока посетителей. Безусловно, это внушительная цифра для специфической тематической ниши. Даже официальный сайт Евро-2004 собирал меньшую аудиторию – в среднем 400 000 человек ежедневно.
Основными игроками на этом информационном поле стали:
проект портала Rambler (http://euro2004.rambler.ru);
интернет-версия газеты «Спорт-Экспресс» (http://www.sport-express.ru);
проект портала Газета.ru (http://www.euro04.ru);
интернет-версия газеты «Советский спорт» (http://www.sovsport.ru);
проект РБК-Спорт (http://sport.rbc.ru/euro2004);
интернет-газета «Спорт Сегодня» (http://www.sports.ru).
Евро-2004 показал, что интерес интернет-пользователей к спорту вообще и к футболу в частности устойчиво растет. Это подтверждается успешной работой всех наиболее крупных проектов. Как это обычно и бывает, наиболее активная часть аудитории мигрировала с одного сайта на другой. Но существуют и те, кто привязан к одному определенному сайту. Прежде всего это связано с теми возможностями, которые предлагал каждый сайт. Например, принято считать «Спорт-Экспресс» ведущим изданием страны, что позволяет авторам газеты во многом формировать точку зрения на основные спортивные события. Так же тяжело конкурировать с форумом интернет-газеты «Спорт Сегодня» с ее уже сложившейся аудиторией.
В принципе все лидеры рынка решились на создание в той или иной форме отдельного раздела, посвященного чемпионату Европы. Однако отдельные проекты создали только Газета.ру и Rambler. Все остальные предпочли создать на своих сайтах просто еще одну рубрику. Максим Токарев, главный редактор «Rambler-Спорт», отметил, что на время проведения чемпионата общий информационный поток на 95% состоял из португальских новостей. Лишь под конец этот показатель снизился до 60–70%. «Мы решили создавать отдельный проект, чтобы сфокусировать аудиторию именно на Евро, – говорит Токарев, – и практика показала, что как раз такой подход и оказался выигрышным».
Есть много причин того, что больше пользователей собрали отдельные тематические проекты, созданные под эгидой крупных сайтов, а не посвященные той же теме простые рубрики в рамках того или иного популярного сайта. В первую очередь это было хорошим маркетинговым ходом. Компания РБК во время чемпионата Европы выпустила всего лишь внутреннюю страничку на своем портале, и сейчас Леонид Эдлин, руководитель отдела спортивной информации РБК, считает, что создать отдельный проект было бы гораздо лучше. «Во-первых, сложно придумать такой дизайн и систему навигации по сайту, чтобы на раздел, как бы он ни выделялся, заходили все пользователи сайта. Во-вторых, в отдельном разделе удобнее применять разные «фишки», которые не используются на основном проекте». Владислав Уткин, руководитель проекта Газета.ru/sport, тоже согласен с этой точкой зрения: «Какой бы сложной и гибкой ни была «материнская» полоса, такие события, как чемпионат Европы или Олимпиада, неизбежно заставляют менять ее привычный облик. И хотя создавать отдельный проект все-таки достаточно сложно, выбор формата – это вопрос маркетинговый, редакционный и лишь потом технический».
Основной составляющей любого сайта, естественно, стали новости из Португалии. Многие также публиковали подробную статистику как всего чемпионата, так и отдельных матчей. Кроме того, очень четко проявилась тенденция к использованию интерактивности для привлечения аудитории.
В последнее время на передний план все больше и больше выходит интерактивная составляющая. В первую очередь это значит дать каждому посетителю возможность высказать свое мнение. Посетитель уже хочет не просто читать, но участвовать, высказываться. Очень востребованной оказалась возможность обсуждения отчетов о матче в режиме форума. Например, после отдельных матчей на сайте «Спорт Сегодня» читатели оставляли около 1000 комментариев. Но лидером в плане широкомасштабной интерактивности оказался Rambler. И по масштабу, и по последовательности. Конкурс «СЭ» прекратился уже спустя четыре дня после старта чемпионата, а Rambler завершил сбор мнений только перед началом финальной игры. Кроме того, можно было высказать свое мнение буквально по каждому поводу и использовать для этого все богатство моделей обратной связи. Хочешь – ставь оценки игрокам, хочешь – дискутируй о претендентах на титул лучшего футболиста, хочешь – прилюдно обсуждай хоть каждую новость и каждый репортаж. Любое мнение, которое возникнет у посетителя, могло быть выражено и опубликовано. Ожидавшийся спад после вылета сборной России не сказался на посещаемости сайтов. В целом же после анкетирования главных редакторов ведущих порталов сложилось впечатление, что все довольны результатами работы своих ресурсов на момент Евро. Руководители спортивных проектов отмечают, что популярность футбольной тематики даже превысила ожидания, несмотря на то что российская сборная во второй части чемпионата не участвовала. Теперь ждем Олимпиады и новых рекордов – на беговых дорожках и на просторах киберпространства. Успех будут иметь только отдельные проекты с максимально разнообразным красочным контентом и интерактивностью, поставленной на широкую ногу.