На прошлой неделе руководитель московского отделения фракции «Единая Россия» Владимир Мединский внес в Государственную Думу законопроект по борьбе с массовыми рассылками незапрошенных рекламных сообщений. Предлагаемые изменения в законодательстве устанавливают административную и уголовную ответственность «за распространение рекламы путем массовой рассылки сообщений по интернету, а также с помощью средств автодозвона на мобильные телефоны, факсы и стационарные телефонные аппараты». Кроме того, за разработку и внесение в Госдуму аналогичного документа проголосовала в первом чтении Мосгордума. По сути, оба законопроекта довольно похожи, но вариант «Единой России» более жесткий.
Инициатива закона ожидалась от правых – традиционно правое крыло представляют более молодые люди, вероятно, чаще других использующие интернет. Однако за все время работы в Думе правые проявили мало интереса к хай-тек-индустрии. Может, это и к лучшему – внеси закон правые, «Единая Россия» могла бы выступить против него. Сейчас же можно говорить о том, что хай-тек-индустрия оказалась услышанной на Охотном Ряду.
Предлагаемые поправки касаются Федерального закона «О рекламе», Уголовного кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях. В сущности, закон в варианте «единороссов» не имеет запретительного характера; в нем оговорено, какой вид рекламы разрешен, а какой следует квалифицировать как незаконный. Вот прямая цитата из этого законопроекта:
«Допускается распространение рекламы путем рассылки сообщений электросвязи (телефонной и факсимильной связи, мобильной радиосвязи, путем использования сетей общего пользования и т.д.) при соблюдении всех следующих условий:
1. Рассылка не является массовой.
2. Сообщение может быть идентифицировано потребителем как рекламное без ознакомления с самим сообщением (в частности, путем пометки «реклама» в разделе «Тема» или иным способом).
3. В сообщении указаны полное наименование, действительный почтовый и электронный адреса лица, в интересах которого осуществляется рассылка (рекламодателя), а также лица, фактически осуществляющего рассылку (отправителя).
4. Потребителю предоставлена и в самом сообщении разъяснена возможность отказа от получения дальнейших сообщений. Отправитель обязан незамедлительно прекратить рассылку в адрес лица, которое обратилось к отправителю либо рекламодателю с требованием о прекращении рассылки».
Согласно законопроекту, «массовой» признается рассылка сообщений «более чем в 1000 адресов в течение 24 часов, более чем в 10 000 адресов в течение 30 дней или более чем в 100 000 адресов в течение одного года».
Впрочем, главным отличием проекта Мединского от рассматриваемого Мосгордумой варианта законодательной инициативы является более широкая область применения закона. Фактически блокируется не только распространение мусора по электронной почте, но также и факс-рассылок, ICQ и сообщений SMS. В этом смысле закон следует признать весьма предусмотрительным, потому что он запрещает одну из страшных бед современной западной цивилизации – автоматические телефонные звонки, где человеку приходится выслушивать робота. Автодозвон без участия оператора – тоже спам.
Стоит отметить, что незапрошенные рекламные сообщения – это не просто легкая неприятность, с которой можно смириться. По разным оценкам экспертов, спам занимает до 80% всего объема электронной корреспонденции. Ежедневно каждый пользователь интернета тратит от 15 до 30 минут на то, чтобы удалить эти сообщения. Несложно посчитать убытки компаний: впустую растрачивается рабочее время и внимание сотрудников. По оценке компании «Ашманов и партнеры», каждая компания тратит на спам 50–200 долл. в год в расчете на одного сотрудника. Общие убытки для России составляют порядка 200 млн. долл. в год, а для всего мира это сумма порядка нескольких десятков миллиардов долларов.
О том, что со спамом необходимо бороться на государственном уровне, заявил на заседании комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман. По мнению министра, за распространение спама следует предусмотреть лишь административную ответственность. Однако здесь несовпадение позиции министра и авторов законопроектов Мединского и Мосгордумы только кажущееся: как уголовные будут толковаться только серьезные нарушения, например, попытки скрыть реальное имя отправителя или воспользоваться чужим, а также обход защитных систем. В действительности же главной причиной включения поправок об уголовной ответственности стало желание законотворцев гарантировать возможность привлечения к расследованию киберполицейских.
Таким образом, предусмотрено административное законодательство. Президент Фонда социальных инициатив и исследований интернет-холдинга Rambler Иван Засурский, принимавший участие в подготовке обоих законопроектов, считает, что принятие любого из них позволит искоренить спам уже к концу года. «За это начнут сажать или брать очень большие штрафы», – говорит он. По его словам, после выхода закона спамеры станут такой же легкой жертвой для милиции, как иногородние граждане без регистрации на Красной площади. «Вряд ли уголовное преследование выльется во что-то большее, чем пара-тройка показательных процессов, – считает Засурский, – однако именно большие штрафы, то есть административная ответственность, возникающая как риск по каждой рассылке, сделает бизнес рассыльщиков рискованным и убыточным».
«Сейчас самый интересный момент, – говорит Засурский. – Спамеры должны перепрофилировать свой бизнес, причем довольно быстро: открыть легальные рассылки, подписать на них людей. Это энергичные люди, и я надеюсь, что смерть мусорного бизнеса приведет к положительным эффектам: революции на рынке «досок объявлений» и новым интересным проектам в сфере рекламы».