На прошлой неделе агентство МАСМИ объявило о завершении очередной волны исследования «ОнЛайн Монитор». Обнародованный опрос пользователей рунета стал шестым по счету в истории агентства и третьим, представленным в открытом доступе.
Опубликованные агентством данные представляют собой так называемую «перевзвешенную» базу. Как объяснили сотрудники МАСМИ, при наборе различных количеств респондентов с разных сайтов можно «перекосить» базу, так как посетители разных ресурсов имеют характерные для этого ресурса половозрастные показатели. Чтобы сделать общую картину более адекватной, было необходимо умножать ответы на различные коэффициенты. Сами эти коэффициенты рассчитывались агентством, исходя из известных параметров посещаемости сайтов.
Аналитики МАСМИ особо отмечают, что, несмотря на различия в поло-возрастных показателях посетителей разных сайтов, после «перевзвешивания» ответы на качественные вопросы (что покупал, какую рекламу видел, какая реклама раздражает, и многие другие) отличаются незначительно. «Это говорит о том, что интернет-сообщество есть специфическая общность людей с общими интересами, поэтому незначительные «перекосы» в выборке и при перевзвешивании не должны приводить к серьезным нарушениям в средних ответах», – отметил Андрей Сканави, руководитель отдела интернет-исследований МАСМИ.
Как и в прошлый раз, процесс сбора данных для исследования занял у специалистов МАСМИ месяц. Однако в нынешнем опросе агентство существенно увеличило выборку респондентов – с 41 до 82 тыс. пользователей. В остальном методика исследования никак не изменилась, анкетирование проводилось по-прежнему в два этапа. Сначала в рамках офлайнового проекта «Омнибус» были получены сведения по предварительно сформированной выборке объемом в 3,5 тыс. респондентов (городское население в возрасте от 16 до 64 лет, проживающее более чем в 100 городах России с разным числом жителей). А затем к участию в онлайн-опросе были приглашены посетители партнерских сайтов МАСМИ (всего 38 ресурсов самого различного «калибра»).
В связи с тем, что предыдущее исследование респондентов было проведено всего полгода назад, данные по основным характеристикам аудитории – демографии, привычкам, отношению к рекламе и способу выхода в сеть – практически не претерпели изменений. Тем не менее информация, опубликованная агентством, несет на себе определенный оттенок новизны. В шестой волне исследования МАСМИ снабдило отчет о проделанной работе более многочисленными подробностями по каждому из названных показателей: в частности, в презентации отражены такие характеристики, как распределение посетителей крупных порталов по половому признаку, интерес к сайтам в зависимости от их тематики и пр.
Традиционным начальным пунктом в отчете явились демографические сведения: пол, возраст и образование. По данным МАСМИ, в рунете по-прежнему преобладает мужская аудитория. Однако рост числа женщин в сети достаточно очевиден: если в ноябре МАСМИ отмечало лишь двухпроцентное увеличение доли представительниц прекрасного пола за полугодовой период, то в масштабе 12 месяцев этот показатель составил уже 10% (с 29 до 39% от общего числа пользователей рунета). При этом на крупных порталах, принявших участие в исследовании, данные по количеству представителей обоих полов существенно разнятся. Так, на Mail.ru мужская аудитория составляет 55,3%, на KM.ru – 60%, а на RBC.ru – все 78,4%.
Увеличение общего числа респондентов сыграло большую роль в измерениях уровня образования. По сравнению с ноябрем 2003 года доля тех, кто еще не окончил вуз, подскочила вверх, а число дипломированных (или имеющих ученую степень) специалистов – наоборот, опустилось вниз. В соответствии с этими показателями уменьшился и средний возраст пользователей рунета: полгода назад он держался на отметке в 30,2 года, а сейчас – упал до 28,6 года.
Что касается типа используемого соединения, то по сравнению с прошлогодними отчетами МАСМИ существенно модернизировало собственную статистику. В 2003 году агентство распределяло пользователей по двум основным типам подключения: «выделенная линия» (44,3% по данным на ноябрь) и «модемная связь» (61,7%). Значимую долю (6,8%) притом составляли такие респонденты, которые использовали «другие» виды выхода в сеть. Теперь ситуация изменилась: к числу вариантов ответа на вопрос «Какой тип соединения вы используете для выхода в интернет?» добавились «GPRS/мобильный телефон» и «ADSL/DSL». Оба названных пункта были достаточно популярны среди опрашиваемых – пользователей GPRS оказалось 10,2% от общего числа респондентов, а «ADSL/DSL» в анкете отметили 8,9%. При этом значения основных показателей не поменялись кардинально: процент использующих модем упал лишь на 5,3% (56,4%), а «выделенку» в своих опросных листах отметило даже чуть большее количество человек, чем полгода назад, – 44,8%.
Показатель знания сетевых ресурсов сотрудники МАСМИ также решили представить в более детализированном виде. Теперь в отчете отображен не «слитый» в единый перечень рейтинг крупных ресурсов русскоязычного сегмента сети, а развернутая информация о популярности сайтов сходного ранга.
Стоит отметить, что в отчете о шестой волне исследования МАСМИ не обнародовало никакой информации о провайдерах, услугами которых пользуются респонденты. Исчезновение этого пункта Андрей Сканави объяснил тем, что на сей раз ни одна из компаний, предоставляющих сервис доступа в интернет, не выразила желания включить в анкету вопрос, позволяющий распределить пользователей по этому показателю.
Еще одним значимым моментом исследования стал тот факт, что на этот раз агентство решило практически полностью отказаться от практики использования открытых вопросов, то есть вопросов, на которые не предлагаются заранее сформулированные варианты ответов. По словам Андрея Сканави, это связано с тем, что часть пользователей проявляет не совсем адекватный уровень активности, если им предоставляется возможность «ввести что-нибудь в клеточку». «В прошлый раз мы нахлебались с вопросами по поводу политических деятелей», – говорит Сканави (речь о том, что в пятой волне исследования агентство предложило своим респондентам предугадать итоги выборов в Госдуму). «Теперь открытые вопросы мы принципиально стараемся не задавать».
По материалам интернет-издания «Веб-информ» (www.webinform.ru)