Ксения Кустова из Новосибирска стала победительницей конкурса.
Победительницу финала определяло прямое интернет- и SMS-голосование. В голосовании могли участвовать все желающие, но проще всего это было сделать регулярной аудитории интернета, а также зрителям телеканала Rambler Телесеть, по которому показывали шоу с участницами. В Москву на финальную неделю приехали иногородние участницы. Некоторым пришлось брать отпуск на работе, некоторым – отпрашиваться с учебы. Тем не менее сложности окупились хорошим приемом и теплым отношением в столице. Девушки жили в гостинице «Юность», ели в ресторанах «Штольц» и «Архитектор» Антона Табакова, посещали дорогой салон красоты, примеряли платья известного модельера, ходили по подиуму и позировали перед фотокамерами. Хотя у большинства уже есть опыт работы моделями или участия в фотосессиях, московская неделя все равно стала для девушек ярким и, главное, неожиданным приключением.
Глобальная акция
Финальное награждение проходило в московском казино «Фантом». Специально на церемонию награждения в Москву приехала Мисс Вселенная прошлого года – 19-летняя Амелия Вега из Доминиканской Республики. Это высокая темноглазая красавица, которая играет в бейсбол и занимается пением и танцами. Она и поздравила первой победительницу конкурса – Ксению Кустову из Новосибирска. Надо сказать, что исход голосования решили всего 106 голосов: Ксения набрала в финале 4516 голосов, а москвичка Настя Макеева – 4410. На третьем месте Юлия Ненадо из Екатеринбурга. Победительница теперь готовится к большой поездке – в июне она отправится в Эквадор на мировой конкурс «Мисс Вселенная», где будет представлять Россию. Ксении Кустовой 20 лет, она студентка из Новосибирска, изучает психологию, успешно работает в модельном бизнесе, проводит много времени в Москве, недавно работала в Париже. Ксения рассказывает, что хочет закончить обучение и стать квалифицированным психологом. Особенно ее тянет к работе с детьми, в том числе с ограниченными возможностями. Однако, пока есть возможность, Ксения расширяет свой бэкграунд, не замыкаясь только на учебе. Но в учебной части много завистников, которые ставят вопрос жестко: либо учеба, либо все остальное. Поэтому победительнице, по ее собственным словам, приходится нелегко. У Ксении богатая событиями биография и целеустремленная натура.
Конкурс стал примером глобальной акции, задействующей разные медиаресурсы и интерактивной по своему принципу. Организаторы ближе к концу решили сделать акцент на этой региональности и вывесили на сайте список участниц по городам. Во-первых, пользователям стало легко искать участниц именно из своего города. А ведь на сайте есть возможность любой претендентке написать письмо! Во-вторых, появилась возможность одним взглядом окинуть всю страну и посмотреть, какие регионы наиболее активны. У москвичей и петербуржцев, которые, в общем-то, к компьютерной сети давно привыкли, может возникнуть радость неожиданного прозрения: оказывается, в Минусинске, Стерлитамаке и Удомле тоже есть интернет! Список участниц по городам дает ощущение масштаба, чувство одной гигантской, размахнувшейся на целое полушарие страны, где в любой момент обязательно кто-то спит, кто-то идет на работу, а кто-то обедает или уже ужинает, потому что Россия – это целых 10 часовых поясов. И в каждом из них широко представлено разнообразное, многогранное и многообещающее богатство этой страны – ее красавицы.
Голосующим конкурс открыл много новых возможностей. В форуме буквально с первого дня регистрации участниц развернулись дискуссии на несколько ключевых тем: соревнование городов, представленных участницами; соотношение внешней и внутренней красоты; стандарты красоты вообще; что в женщинах ценят мужчины, а что – другие женщины; целесообразность участия в подобных конкурсах. Тема женской красоты стала невероятно плодотворной в плане выражения пользователями своей позиции, завязывания виртуальных и, возможно, реальных отношений. Форум получил своих звезд, своих мифических персонажей. Недавно появилась дискуссионная группа «А как мы будем общаться после завершения конкурса?».
Феномен Алены
Кстати, что касается приятия или неприятия стандартов, то здесь особенно отличилась группа программистов, затеявших акцию поддержки Алены Пискловой (настоящая фамилия девушки другая). Случай Алены дает богатую почву для размышлений. Во-первых, стало очевидно, что интернет-пользователи в своей совокупности представляют собой массу, которая при определенных стимулах ведет себя как единый организм. Невозможно нарисовать единый портрет среднестатистического пользователя, отдавшего свой голос Алене (всего их, напомним, почти 40 тысяч), однако можно отследить пути информационных стимулов и динамику образования целого интернет-сообщества в поддержку необычной конкурсантки. Почему вообще стал возможен феномен Алены? Понятно, что провозглашаемые движением Stopbarbie идеи – борьба со стандартами, якобы созданными глобализацией, стремление поддержать естественную красоту – не имеют ничего общего с истинными причинами популярности Пискловой. Дело в том, что Алена подвернулась программистам-затейникам совершенно случайно, долгое время о ней ничего не знали, да и узнали-то исключительно благодаря инициативе самой администрации конкурса. Алена как личность, как конкретный человек активистам движения совершенно не нужна – им нужны эпатаж, миф и радость манипулирования умами. Богом быть теперь нетрудно. В этом, несомненно, есть колоссальный драйв – практически на пустом месте создать суперперсонажа, героя, Икону. И сделать ее сверхпопулярной. Когда мы спрашивали самих авторов затеи, зачем они придумали Алену, те в ответ только загадочно и самодовольно улыбались, а иногда все-таки вспоминали свою антиглобалистскую идеологию и говорили, что, дескать, мы вам еще покажем. А что нужно тысячам проголосовавших? Ощущение участия в глобальной хохме, игре, азарт протеста, возможность безнаказанно показать большой шиш злыдням-буржуям из всех этих администраций и оргкомитетов. В общем, самоутверждение, демонстрация роста и силы. Так ребенок по мелочам идет против воли родителей, тем самым постепенно, шаг за шагом, доказывая себе и родителям, что он – может. В акции «Остановите Барби» есть своя прелесть. Чтобы почувствовать себя протестантом, было достаточно всего одного клика. Информация об Алене распространилась по десяткам сообществ за считанные часы: люди рассказывали друг другу о конкурсе не только через сеть, но и устно. Эти сообщества объединялись в едином порыве; позже нам стало известно, что за Алену голосовали все сотрудники многих крупных компаний. Тысячи граждан обсуждали подробности ситуации с Аленой, писали в администрацию возмущенные письма: «Господа, почему приостановили голосование?! Да как вы смеете?» На каком-то этапе идеологам акции просто не хватило желания продолжать затею. Возможно, пыл поубавился после встречи с реальной девушкой: та оказалась милым пухленьким голубоглазым созданием 14 лет от роду. Она совсем не прочь продолжать участие, она хихикает, говорит, что не сама загрузила свои снимки, что в ее городе Домодедове никто про конкурс не знает и что папа за продолжение участия, а мама против. А еще – что в подарок хочет щенка и музыкальную систему с караоке. Реальная Алена оказалась приятным и милым человеком, слишком реальным и слишком человечным для того, чтобы в ней как иконе оставался какой-то смысл. А что будет с самим движением, зависит от воли его организаторов. Опыт показывает: интернет-сообществом можно управлять ничуть не хуже, чем толпой. Другой вопрос, в какой мере виртуальные стимулы могут приводить к реальным последствиям и возможен ли вообще переход идеологии из киберпространства в реальный мир.
Самая большая ирония и удача организаторов состоит в том, что движение «Остановите Барби» вовсе не боролось с конкурсом, а, наоборот, поддерживало интерес к нему. Революция действительно не стала пожирать своих героев: и акция, и голосование закончились очень мирно, каждый получил то, что хотел. Алена теперь поет под караоке, компьютерщики-«антибарбисты» попивают пиво и вспоминают дела минувших дней, а сам конкурс, в котором возобладали более традиционные представления о красоте, благополучно завершился.
Постскриптум: опять спам!
Модераторы конкурса зафиксировали массовую рассылку сообщений с призывами голосовать за одну из участниц. Кто именно осуществлял эту рассылку, непонятно, равно как и неизвестно, каковы масштабы мероприятия и каков эффект. Динамика голосования за финалисток достаточно равномерна, так что можно предположить, что вклад голосов, полученных за счет спама, невелик. Главное, что в такой рассылке не было ничего противоправного: оргкомитет никак не оговаривал подобную возможность. Ни в коей мере не сомневаясь в адекватности и честности результатов, администрация в принципе считает спам нехорошим делом и сожалеет, что не подумала о возможности таких рассылок заранее. Слава Богу, что в первый год явление не приняло массового масштаба. С этим, конечно, надо что-то делать, а именно принимать закон против спама. Ведь массовые рассылки – это не только мусор, отравляющий радость пользования электронной почтой и физически заполняющий киберпространство. Спам – это неуважение к пользователю и его правам. Положительный эффект от спама несимметричен отрицательному. Рассылка на миллион адресов дает, к примеру, тысячу реакций. В итоге тысяча довольна, а миллион тратит впустую время и внимание. Спам – это не информирование, а навязывание. Потому что нет ничего более дорогого в интернете, чем внимание. И рассыльщики без спроса захватывают внимание пользователей.