На графике показана динамика числа пользовательских запросов в Rambler на фамилии кандидатов в президенты в последнюю неделю перед выборами. Учтены все падежные формы фамилий «Путин», «Миронов», «Хакамада», «Глазьев», «Харитонов», «Рыбкин» и «Малышкин». Поскольку по отдельности результаты соперников Путина выглядели бы на графике слишком невыразительно, мы решили объединить статистику по ним. Важно отметить, что запросы по поводу актеров Андрея Миронова, Евгения Миронова и Марии Мироновой существенно интерферируют с запросами, относящимися непосредственно к вице-спикеру Совфеда. Во всех остальных случаях самым популярным обладателем фамилии являлся соответствующий кандидат в президенты.
═
Запросы в Rambler на фамилии кандидатов в президенты в течение последней предвыборной недели.
═
Владимир Путин, переизбранный президентом страны, – традиционно самый популярный политик в интернете. В ходе предвыборной кампании его успех среди пользователей был на порядок выше, чем успех его конкурентов. В этом году количество запросов на фамилию Путин в единицу времени превышает средние прошлогодние результаты вдвое. И этот запрос одновременно вдвое популярнее всех сложенных вместе запросов, относящихся к соперникам действующего президента. После выборов и так не слишком большой интерес к этим политикам может совсем затухнуть, тогда как внимание к Путину не ослабевает.
Если принять во внимание, что фамилия «Миронов» у пользователей рунета в первую очередь ассоциируется с актерами и актрисами, то за второе место в рейтинге поисковых запросов сражаются Ирина Хакамада и Сергей Глазьев. Из конкурентов Путина самые высокие показатели – у Хакамады. Это не вызывает удивления: «Союз правых сил» очень популярен среди пользователей сети. В период думских выборов именно СПС набрал максимальный в рунете процент голосов (25–27%) в ходе акции «Накликай Думу».
Напротив, кандидат от КПРФ Николай Харитонов, видимо, стал жертвой традиционной слабости коммунистов в интернете – запросов с его фамилией очень мало.
Менее всего пользователей рунета интересует Олег Малышкин. Зато у него – самые высокие темпы роста популярности. Если до начала президентской гонки пользователи искали на Рамблере Малышкина не чаще десятка раз в неделю, то сейчас этот показатель вырос до трехсот.
На несколько дней интереса, сравнимого с интересом к Путину, добился Иван Рыбкин. Для этого ему, как известно, пришлось исчезнуть. Это наиболее эффективная форма подъема рейтинга в поисковых запросах – ищут именно того, кого нет. Стоило Рыбкину появиться вновь, как интерес к его персоне угас. Вероятно, аудитория воспринимает интернет как своеобразный андеграунд, универсальное альтернативное СМИ, в котором быстрее всего появляется правдивая, уникальная информация о происходящем. Если что-то исчезает из реальности, то наверняка появляется в интернете. Это логично и правильно: если информация в принципе существует, то почти наверняка она есть в сети. По крайней мере верен такой закон: того, чего нет в интернете, совершенно точно нет во всех остальных СМИ. Но многое из того, что не позволяют себе публиковать газеты и показывать телеканалы, свободно существует на просторах интернета. В отличие от традиционных СМИ, которые осуществляют однонаправленное коммуникативное воздействие, интернет предполагает активность и поиск. Чтобы сеть стала СМИ, пользователь должен искать. Широта информационной картины пользователя зависит от того, сколько сил и времени он готов посвятить ее формированию.
Около 1000 человек за год набирали в поисковой строке Rambler словосочетания «письмо Путину», «написать письмо Путину» и подобные им. Какая-то часть этих людей действительно искала способ отправить президенту послание через интернет. «Вопрос Путину» в течение года пытались задать через поисковую систему еще больше пользователей. Таким образом, публичных людей в сети ищут не только для того, чтобы что-то о них прочитать, но и для того, чтобы им написать. Сеть – это универсальный коммуникатор, уничтожающий географическую и иерархическую дистанции.