С каждым годом интернет приобретает все большее значение для предвыборных кампаний. Если еще четыре года назад интернет-аудиторию можно было игнорировать в силу ее малочисленности, то сейчас сеть становится одной из основных площадок борьбы за избирателя. Последнее время кандидаты в президенты уделяют своей официальной интернет-витрине самое пристальное внимание. В этой ситуации особенно интересно обратить внимание на то, как ведет себя фаворит гонки – действующий глава государства.
Сайтов, в той или иной степени представляющих Владимира Путина, в русской сети три. Первый из них – это официальный президентский портал, открытый в июне 2002 г. по адресу www.president.kremlin.ru. В первую очередь он предназначен для информирования всех желающих о решениях, принятых Путиным на посту президента РФ. Любой желающий может ознакомиться с официальными заявлениями и указами главы государства, а также пролистать архив периодики, в котором, кроме сообщений кремлевской пресс-службы и стенограмм выступлений, содержится также и выборка публикаций в СМИ. Здесь же можно найти полностью открытый рабочий график Владимира Путина. В каком-то смысле портал даже аскетичен – как того, впрочем, и требует жанр подобных веб-страниц. Это сайт официальный во всех смыслах. Внимание акцентируется именно на деятельности руководителя государства, а не на личности человека, занимающего этот пост. Впрочем, портал содержит немало информации о самом Владимире Путине: кроме сжатой биографии президента и его супруги, здесь расположен официальный фотоальбом и полная электронная версия книги «От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным».
Как и следовало бы ожидать, гораздо более актуальным и более личным выглядит сайт, созданный для поддержки кандидата в президенты РФ Владимира Путина (www.putin2004.ru) на средства из предвыборного фонда, о чем создатели и предупреждают посетителей на каждой странице. Начиная с головной страницы здесь все имеет целью вызвать симпатию и доверие. Сам сайт выглядит более динамично и не так шаблонно, как официальный кремлевский, хотя при этом остается в строгих рамках общепринятого хорошего вкуса. Можно сказать, что этот принцип стал основой всей избирательной кампании Владимира Путина – никто не стремится оглушить людей его тотальным присутствием, необходимо лишь обозначить свое присутствие в стратегически важных точках и инициировать этим цепную реакцию. Баннеры, ведущие на сайт www.putin2004.ru, были расположены, например, очень умело – на популярном рейтинге-каталоге Rambler’s Top100, как на главной странице, так и в разделах «Политика» и «СМИ/периодика». Путин, возможно, единственный из политиков, кто серьезно работает с аудиторией профессиональных «интернетчиков» – хотя не забывает и политически активную публику. Реклама в индустриальном рейтинге сочетается с баннерами в крупнейшем интернет-СМИ Rambler-Медиа.
Также тонкий стратегический расчет предвыборного штаба Путина нашел свое выражение в создании «специализированного ресурса «Президент России гражданам школьного возраста», проще говоря – «детского» сайта президента. И хотя его создатели намеренно абстрагировались от конкретных личностей, многое говорит о том, что этот портал тоже выполняет важную роль в предвыборной кампании. Косвенно об этом можно судить и по заявлениям представителей кремлевской пресс-службы, которые ожидали, что первое время основными посетителями открытого в январе этого года сайта www.uznay-prezidenta.ru будут не дети, а их родители. В этой связи особый оттенок приобретает рубрика «Вопросы про президента», подготовленная Григорием Остером. Например, на вопрос «Откуда берется власть Президента?» сайт отвечает: «Из умения граждан владеть собой». «Как узнать, справляется ли Президент со своей работой?» – «Оглянуться вокруг». – «Почему нельзя прогуливать выборы Президента?» – «Чтобы не впасть в детство».