Эксперты, оценивающие рост интернет-аудитории в России, много раз делали прогнозы о том, что произойдет, когда аудитория сети перешагнет порог 10%. Вокруг этой цифры сложилось много ожиданий: что бизнес в сети будет прибыльным и многие начнут делать покупки в интернете. Что в онлайне станет больше жизненно важных сервисов и это упростит жизнь граждан: дела можно будет делать в интернете, а не стоять в пробках по дороге за очередной бумажкой. Как выясняется, какая-то доля правды в прогнозах была. Лидеры рынка – компании Яндекс, Рамблер и Мейл.Ру – сделали официальные сообщения о выходе на прибыльность. В результате привычные попытки меряться объемами аудитории уступили место бурным обсуждениям в переговорных, где лидерство определяется уже не охватом, а бизнес-моделью. И, как выясняется, она у всех разная. Конкуренция в борьбе за «вал» переходит в борьбу за лакомые кусочки аудитории, отчего картина становится еще более запутанной, чем в маркетинговых войнах сотовых операторов.
Один из традиционно наиболее осторожных и в этом смысле консервативных источников исследований интернет-аудитории, КОМКОН, опубликовал данные за 2003 г. Согласно цифрам годового исследования, аудитория интернета действительно перешагнула 10-процентный рубеж. В столице, по данным КОМКОН, она и вовсе приближается к 13%. Правда, по данным агентства J’son & Partners, опирающегося на отчеты системы интернет-статистики SpyLog (по признанию того же агентства, «несколько завышенные цифры»), среди москвичей к концу прошлого года сетью пользовались уже 15%. J’son & Partners оценивает месячную российскую аудиторию в 11,6 млн. человек. По данным Rambler’s Top100, этот показатель в феврале 2004 г. перешагнул отметку в 10 млн. россиян.
2 марта и.о. министра связи Леонид Рейман сообщил официальные статистические данные: в России 13 млн. работающих компьютеров, а сетью пользуются от 12 до 14 млн. человек. В пересчете на проценты это снова «десятка». И теперь, когда это уже подтверждено и понятно, а до очередного потенциального психологического рубежа в 20% – по числу обладателей высшего образования – еще далеко, тех, кто следит за развитием сети, абсолютные цифры начинают интересовать все меньше. Зато все больше интересуют детали.
Например, активность аудитории. Известно, что оценка объема интернет-аудитории всегда привязана к периоду замера. В последние годы суточная аудитория сети растет быстрее, чем недельная, а недельная – быстрее, чем месячная, и т.д. В переводе на цифры это значит, что в сутки рейтинг Rambler’s Тор100 регистрирует порядка 4 млн. пользователей (при том что в рейтинге не участвует Яндекс – с ним аудитория была бы еще больше!). В переводе на тенденции это значит, что те, кто уже вошел в интернет, пользуются им все активнее. В частности, число так называемых «хитов», то есть загруженных страниц, из года в год растет на 60–70%, существенно опережая рост аудитории. Сеть начинает бурлить и кипеть, в чем-то отражая общее улучшение экономической ситуации, а в чем-то, возможно, его предвосхищая.
Другая тема, занимающая наблюдателей, – рейтинг интернет-развития регионов. Москва и Петербург с областью по всем данным занимают первые два места, здесь ничего нового. Далее, по данным агентства J’son & Partners, за ними в первой пятерке – Свердловская, Новосибирская и Нижегородская области. По данным Rambler’s Top100, также лидируют Краснодарский край, Свердловская, Новосибирская, Ростовская и Нижегородская области.
В общем, можно констатировать, что статистика по-прежнему сильно зависит от источника, и единого мнения о том, как развивается сеть в регионах, нет. С другой стороны, очевидны крупнейшие региональные аудитории: Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород и Самара.
Что касается возрастных характеристик интернет-аудитории, то здесь детали еще интереснее. Благодаря годовому исследованию КОМКОН, например, мы можем узнать, что региональная аудитория сети похожа на московскую, какой она была несколько лет назад: молодых пользователей больше, чем людей постарше, а женщин заметно меньше, чем мужчин (40% на 60). В столице интернет-пользователи становятся в среднем все старше и старше, а женщин становится больше – пусть и ненамного. В регионах женщины среди пользователей интернета, по данным КОМКОН, – это сплошь студентки и школьницы, тогда как в столице без малого половина пользователей интернета обоих полов (44,3%) старше 35 лет. Интернет в Москве – это уже респектабельно и серьезно, часть жизни для «подключенных», а не молодежная контркультура, как в Поволжье или Сибири.
Интересно, впрочем, не только то, чем различаются пользователи интернета в столице и регионах, но и то, что делает их похожими. Хотя в целом в регионах пользователи сети зарабатывают гораздо меньше, чем обитатели двух столиц, и там и там пользователям сети присущи высокий уровень образования (порядка 60%) и высокая потребительская активность. Согласно КОМКОН, «выше среднего» и «высокая» она у 85% пользователей из столицы и у 55% – из регионов.
Все эти различия отражаются и в характере покупок в онлайн-торговле (см. таблицу). В Москве, по данным КОМКОН, к этой услуге прибегают в два раза больше интернет-пользователей, чем в регионах. Совпадения же столичной и региональной аудиторий заканчиваются на покупке средств связи: их доля в регионах в два раза ниже, чем в Москве, и составляет 10%.
Впрочем, что еще важнее, интернетом в Москве и в регионах пользуются тоже по-разному и в разных целях. В Москве через сеть бронируют авиабилеты, читают прессу, разыскивают покупки и планируют путешествия, в то время как в регионах больше ищут в сети рефераты, знакомятся, изучают эротику и новости шоу-бизнеса, а также бесплатно качают музыкальные композиции – в общем, демонстрируют все признаки потребностей молодого организма и, возможно, эффективность усилий государства и вузов по открытию интернет-классов.
Если бы Москва и российские регионы были двумя кварталами в одном городе, то с точки зрения социально-демографического состава интернет-аудитории столица выступала бы в роли солидного делового центра, а регионы – кампусами вроде научного парка МГУ в районе метро «Университет».
Покупки через интернет (% от числа пользователей онлайн-торговли)
Виды товаров | Москва | Россия без Москвы |
Книги | 34,6 | 27,7 |
Средства связи | 21,1 | 10,0 |
Музыкальные компакт-диски | 18,6 | 18,9 |
Компьютерная техника и аксессуары | 16,2 | 16,0 |
Билеты на концерты, в театр и т.п. | 14,5 | 3,8 |
Аудио- и видеотехника | 13,7 | 6,9 |
Продукты питания (пицца и т.п.) | 13,3 | 4,0 |
Косметика, парфюмерия | 10,9 | 6,3 |
Видеокассеты | 10,3 | 10,5 |
Железнодорожные или авиабилеты | 9,2 | 9,2 |
Лекарственные препараты | 8,4 | 1,8 |
Компьютерные игры | 8,2 | 7,2 |
Спортивное снаряжение и оборудование | 6,5 | 2,0 |
Туристические путевки | 3,2 | 1,5 |
Одежда, обувь | 2,5 | 1,3 |
Другое | 34,5 | 30,8 |
Источник: КОМКОН