Из глубин компьютерного андеграунда исходят вирусы, приносящие многомиллиардные убытки.
250 тысяч долларов готовы заплатить компании Microsoft и SCO Group за информацию об авторах вируса-червя MyDoom, который в течение нескольких недель заваливает ложными запросами серверы этих компаний. Microsoft не в первый раз страдает от такого рода враждебных действий, малоизвестная американская компания SCO – впервые.
Червь MyDoom начал расползаться по всемирной сети ночью 27 января. В течение следующих трех дней творилось невообразимое. Атака шла сразу по двум фронтам: вирус рассылал себя через электронную почту с компьютера на компьютер в файлах-приложениях и одновременно – по файлообменной сети Kazaa, маскируясь под полезные программы. Количество зараженных компьютеров росло в геометрической прогрессии. На пике эпидемии каждое пятое сообщение электронной почты в мире содержало червя. Засоренные таким образом каналы связи нарушили работу миллионов людей по всему миру. Тысячи компаний, неся серьезные убытки, отключали «захлебнувшиеся» почтовые шлюзы. Огромный поток запросов парализовал работу сайта SCO и серьезно замедлил отображение многих страниц сайта Microsoft. За первой версией червя MyDoom последовал MyDoom.b. За ними – новые версии, распространяющиеся только по системам, уже зараженным первыми двумя.
Последняя версия вируса автоматически оставляет на каждом зараженном компьютере исходный код червя MyDoom. Исходный код – это текст программы, написанный на языке программирования. Создать программу – это значит написать код. Если код программы известен, ее можно изменять, совершенствовать. А теперь код червя размножен на миллионах компьютеров. Это значит, что любой желающий и способный человек может создать на его основе еще более агрессивный и жизнеспособный вирус. С другой стороны, обычно по исходному коду можно определить, на каком именно компьютере написана программа и, соответственно, кто ее автор. Когда же этот код распространился по всей планете, автора выловить невозможно. Создатели вируса нашли отличный, безупречный способ замести свои следы.
Не самое приятное название данного типа вирусов – «черви» – происходит от английского worms и метафорически отражает способ их распространения в компьютерных сетях. В 1982 г. этот термин использовали двое ученых из исследовательского центра Xerox для описания программы, которую достаточно запустить в сеть, чтобы она автоматически распространилась по всей системе. Само понятие «червь» позаимствовано из научно-фантастического романа Джона Брюннера «Всадник ударной волны».
Кто же эти загадочные программисты, которые создают подобные вирусы? Первое, что приходит в голову: вирусы создают люди, желающие скандальной славы, самоутверждения. И это, несомненно, правда. Другой вариант: подросток, страдающий от несчастной любви, желающий отомстить всему миру, похвастаться своей силой. Однако яркие характеристики полумифических «злых гениев» маскируют подлинных деятелей компьютерного андеграунда. Речь идет об абсолютно адекватных, хорошо образованных людях, которые пишут самые опасные вирусы. Эти люди живут в разных уголках земного шара, не привлекают внимание к своей персоне, не афишируют свои интересы, они абсолютно неотличимы от всех остальных. Они считают себя элитой будущего, элитой, которая владеет информацией, умеет ею управлять и благодаря этому завтра, возможно, будет править миром.
Нам удалось организовать неформальную беседу с молодым человеком, которого можно назвать вирусописателем. Он студент дневного отделения одного из экономических вузов Москвы, называет себя NoX.
═
– Насколько сложно написать программу-вирус?
═
– Ровно настолько, насколько ты обладаешь информацией, знаниями. Если серьезно, то человеку «в теме» требуется совсем немного времени. Из сети, если знать где искать, можно загрузить уже готовые пакеты для разработки или генерации собственных вирусов. Это будут, понятное дело, «полуфабрикаты», требующие дальнейшего совершенствования. Важно здесь то, что процесс создания вируса упростился практически до WYSIWYG-редакторов (редакторов типа «Что Видишь, То и Получаешь»). Манипулируя набором блоков в графическом интерфейсе, можно, как из конструктора Lego, создать что-то новое, вполне жизнеспособное.
═
– Получается, создать вирус может кто угодно? Это настолько просто, что даже не нужно образование программиста?
═
– Ну, не совсем так. Сделать современный, базовый вирус действительно несложно. Другое дело, что далеко он не уйдет. Современные антивирусные программы знают свое дело, их разработчики не сидят на месте. Своевременно обновляют базы новых вирусов, быстро ищут «противоядие». Мы их очень не любим за это. Таким образом, по-настоящему работоспособные вирусы появляются только у профессиональных команд, редко у одиночек.
═
– Кто же эти профессионалы и почему они занимаются своими опасными играми?
═
– Игра – очень правильное определение. Создание и использование вируса и есть самая серьезная, самая реальная из существующих компьютерных игр. Отнюдь не детская. Чем-то похожая на игру на бирже, только здесь больше экшена, больше адреналина. Создание вируса – самый что ни на есть творческий процесс. Запуск его в сеть дает возможность в реальных условиях естественного отбора выяснить, кто чего стоит. Вирус – твоя игрушка, твой робот, а сеть – живой полигон. Играют в это вполне вменяемые, сильные люди, ставящие себя вне общества. Люди без комплексов, лишенные морали в привычном понимании этого слова. Это мое мнение. Для многих существует еще и финансовая составляющая такой игры. За удачный, правильно работающий в нужной ситуации вирус, троян или червь некоторые люди, например, хакеры, платят вполне ощутимые деньги.
═
– Что ты можешь сказать о перспективах развития вирусов-червей? Что ждет пользователей в будущем?
═
– Черви будут умнее. Они станут общаться между собой в сети, предупреждая о той или иной опасности. Они будут еще более гибкими, смогут точнее подстраиваться, объединяться в один организм, мутировать в зависимости от ситуации, уворачиваясь от антивирусных сканеров. Короче, постоянное развитие и совершенствование.
═
Создание вирусов – это и творчество, и игра, и самоутверждение. Человек, который запускает в сеть червя, создает новый организм, который гораздо опаснее, чем, например, обыкновенные загрузочные вирусы, стирающие информацию с жестких дисков. Скептики и фантасты говорят, что компьютерные вирусы, которые мгновенно распространяются по всему миру и которые способны парализовать работу многих и многих жизненно важных систем, – это реальная угроза цивилизации. Биологи-экспериментаторы сравнивают вирусы с настоящими живыми организмами и говорят, что программы, которые умеют сами размножаться, выполнять какие-то действия и даже самосовершенствоваться, ничем принципиально от живых в привычном нам смысле организмов не отличаются. И что вирусы в будущем смогут конкурировать с людьми в эволюционной борьбе. Парадокс в том, что эти опаснейшие организмы появляются на свет┘ случайно, несерьезно, как шутка, прихоть, эксперимент. Глобальная сеть открывает новые возможности информационной реализации своих нужд. Дерзкие программисты реализуют себя, экспериментируя со всем миром.