В последнее время с каждым запуском браузера я все определеннее становлюсь избирателем. Благодаря явлению столь же малозаметному, сколь неосознанным является истинный масштаб его влияния на пользователей сети. У этого явления много имен: анкета, опросник, регистрационная строка, но суть одна - необходимость тебя идентифицировать в качестве волеизъявителя. Все равно как - путем получения личных сведений или твоего выбора одного из нескольких вариантов ответа. В самом деле, какой мелочью кажется заполнение нескольких пустых строчек информацией о своих пристрастиях, вредных привычках, наличии/отсутствии домашних животных в твоем жилище и прочей ерунде. Ведь это небольшая цена (не считая скромной мзды провайдеру) за чувство приобщенности к множеству себе подобных и их ценностям.
Конечно, всегда остается червячок сомнения: кем и в каких целях будет использована крохотная частичка твоего заботливо и тщательно обустроенного жизненного пространства, однако чувство тревоги невелико - ему не дают вырасти нехитрые приемы, используемые таинственными архитекторами сетевого пространства.
Первым и наиболее простым является правило, взятое на вооружение практически во всех мониторинговых технологиях: отвечая на наши вопросы, вы обеспечиваете себе удобства в будущем - мы ведь должны знать, чего хочет наш клиент! Наши специалисты проанализируют Ваши ответы и смогут предупредить Ваши желания еще до того, как они у Вас возникнут. Подобная заботливость заставляет проникнуться доверием и торжественно вручить свое будущее этим симпатичным работягам из "N".
Вот другой случай - передо мной регистрационная форма на пользование информационными услугами некоторого ресурса. Услуги бесплатные, однако мне необходимо ответить на вопросы, казалось бы, не имеющие никакого отношения к деятельности этой конторы (Какие сигареты вы курите? Есть ли у вас сотовый? Какое у вас образование?). По отношению к основному тексту регистрации они занимают маргинальное положение и даже маркированы как необязательные. А раз необязательные - то разве можно придавать им значение? - так и быть, напишу что-нибудь. Здесь вступают в поединок логики обмена и дарения. Хотя совершенно ясно, что именно эти сведения лучше всего продаются, я предоставляю их исключительно в силу своей щедрости и доверия к конторе, "бесплатно" снабжающей меня необходимой информацией.
Куда более изощренным является механизм действия голосований и рейтингов, которым в последнее время оснащено большинство новостных и развлекательных сайтов. Располагается эта машинка, как правило, также в зоне восприятия, которая является маргинальной по отношению к более яркой и содержательной центральной части страницы, что отчасти понижает бдительность пользователя. Однако в отличие от предыдущих схем добиться нужной реакции здесь помогает так называемый эффект "флэш-моба" или "внезапной толпы" единомышленников: один щелчок - и ты уже не одинок. Ты занимаешь позицию. Чувство приятное и обостренное анонимностью сетевой экзистенции. Еще один щелчок - и ты уже на каком-то форуме, где множество таких же, как ты, "одиноких бродяг" давно и в крайне эмоциональной форме борются за свою точку зрения, парируют и возражают. А ведь вместе мы сила!
Без сомнения, возможность заявить со всей твердостью свою позицию по поводу войны в Чечне, повышения цен на алкогольные акцизы или того, кто из "Фабрики звезд" действительно умеет петь и танцевать, повышает самооценку, снимает стресс и раздражение, наполняет чувством доверия к обществу и будущему.
Доверие к сетевым "единомышленникам" довольно велико у большинства пользователей: наши новые "друзья" действуют анонимно, а потому сложно заподозрить у них какой-либо корыстный умысел. Как показывает статистика - людей, просто проглядывающих сообщения на форуме, всегда больше, чем активно участвующих в обсуждении, причем времени в среднем затрачивается достаточно, - для того чтобы проглядеть до 40% содержания форума. Технически использовать этот факт с целью влияния на общественное мнение довольно несложно - достаточно создать иллюзию социально активного пространства, как оно начинает привлекать все большее число участников в дискуссию на нужную тему.
Голосование на протяжении человеческой истории всегда было важным событием в жизни общества, и правом голоса обладали далеко не все его члены, а только отмеченные особым статусом. В наши дни право голоса утрачивает печать избранности, однако все еще несет достаточно сильный символический заряд, чтобы стать эффективным механизмом вовлечения в ту или иную информационную провокацию. И в интернете тактика "внезапной толпы" работает не менее эффективно, чем в оффлайне.
О том, кто и зачем может это делать, можно узнать, например, из дискуссии на форуме сайта www.flashmob.ru по поводу статьи о "флэш-мобе" в журнале "Вслух" www.vslux.ru/article.phtml?id=2808.