В одном из последних номеров "НЛО" Дмитрий Александрович Пригов замечательно рассуждает об утере поэзией своих былых позиций на пространстве нынешней России. Для контраста он также кратко говорит о суперэлитарности поэзии на коммерческом Западе и о том, что в иных областях Востока поэты еще владеют умами и собирают стадионы.
Ему вторит на портале "Евразия" Александр Гельевич Дугин. Мол, литература - удел стран на ранних стадиях десакрализации, а в России теперь никакой литературы нет - постмодернизм один.
Оно, конечно, примерно так и есть. Сам замечаю - читать художественную литературу последнее время не могу: нету ее. То есть книги есть, даже очень неплохие, а литературы нету. Смотришь в книгу - видишь буквы. Все врут календари. Слова, слова, слова. Поэт в России - меньше, чем ничто.
Но свято место не бывает пусто. Дмитрий Александрович Пригов видит на святом троне рок и поп-музыку. Тепло. Но, мне кажется, надо слегка уточнить. Вот, по Первому каналу телевидения закончилась очередная убогая "Фабрика "звезд". Это проект, где детей якобы почти с улицы пытаются сделать эстрадными звездами. Победил там юноша один. Разве он хорошо поет? Да нет же, плохо, очень плохо поет. Разве музыка его песен хороша? Никакая музыка, сквозная - в одно ухо вошло, из другого вышло. Почему же он победил? Потому что голосовали телезрители. Вернее, телезрительницы. Мальчик нравится девочкам. Как картинка на экране телевизора. Он мог бы и совсем не петь. Во всеуслышанье по телевизору устроители проекта могли бы объявить, что фонограмму для товарища пишут другие люди, а он бы мог только выходить на сцену и улыбаться. И все равно эффект был бы тот же. Картинка есть - все. Более или менее так сейчас со всей популярной музыкой: в первую очередь нужна картинка. Музыка вторична, а текст вообще никакой роли не играет.
Если присмотреться, то же самое происходит повсюду. Текстовые интерфейсы вытесняются графическими и не только в мире компьютеров: в популярных газетах, например, все больше внимания уделяется фотографиям и всяким схемам и все меньше собственно тексту. На книжных лотках пестрят всякими рисунками и фотографиями обложки книг. Картинка предшествует тексту, более или менее определяя его. Текст для читателя уже вторичен. Картинка уже рассказала что-то, уже лишила возможности что-то вообразить, задала какие-то иконические образы. По сути, беря в руки книгу, читатель сегодня тоже своеобразно "щелкает по иконке".
В интернете все большую популярность приобретают графические анимированные "смайлики" (эмотиконы, рисунки, обозначающие эмоциональное, а теперь и физическое состояние того, кто их использует). Многие уже не могут обходиться без них. Появляются сообщения, состоящие сплошь из эмотиконов, совсем без текста. Сайты-форумы, рекламируя себя, непременно упоминают "более 500 анимированных смайликов". Это, конечно, еще не китайское иероглифическое письмо, но уже какие-то зачатки иероглифики. Несложный, неглубокий, но вполне объемный и понятный текст при помощи этих смайликов может составить каждый. Это нравится народу, потому что нет орфографии, не надо особо задумываться над формулировками, над звучанием... Это развращает и еще больше отучает читать, писать, думать, загоняет в рамки из ста-пятисот примитивных веселеньких картинок.
Писатели и поэты в это время, ну, кроме тех, кого интересует только гонорар, все еще продолжают претендовать на особую роль в российской культуре и пишут-пишут, пытаясь что-то сказать своему народу, каким-то особым образом настроить его, народа, сознание... В рунете масса есть сайтов, где обитают разного уровня писатели, но, как говаривал о перестроечных провинциальных рок-концертах один мой знакомый, "там собираются преимущественно поклонники друг друга". Сравните их посещаемость с посещаемостью, например, ресурса "Живой интернет" (li.ru), где несколько сотен анимированных смайликов, и попробуйте сделать выводы... Писатели пишут на уже совершенно чуждом широкому читателю языке.
Немногочисленные попытки создания всякой "флэш-литературы", "мультимедийной сетературы" - не более чем неуклюжие попытки привлечь посредством визуального ряда к традиционному тексту. Это не нужно вообще никому. Для немногочисленных приверженцев старой текстовой культуры это не более чем забавный эксперимент, игрушка, поделка, не имеющая самостоятельной ценности, а для "новых", читающих и пишущих смайликами, вообще пустое место, так как исходит из чуждой и непонятной им эстетики.
Возможно, мог бы иметь просвещенческий смысл такой проект: взяться серьезно за набор этих самых анимированных смайликов, расширить его тысяч до хотя бы двадцати, привнеся, помимо преимущественно примитивно эмоциональных, множество других значений, и, превратив его в более или менее полноценную иероглифическую систему, предлагать этот набор бесплатно всем форумам и интернет-дневникам. Пусть людям будет, чем выразить, глядишь - появится и что выразить. Может, кто и книгу этим "письмом" напишет... Или - составит...
Это я не шучу. Это я просто не знаю, что сказать в такой ситуации. Грустно. В начале было слово, в конце - сплошные иконки, смайлики, мордашки, рожицы. Теряется с этим нечто, что многими воспринималось как определяюще человеческое.
Мне так кажется.