0
915
Газета Интернет Интернет-версия

10.10.2003 00:00:00

Как накликали Думу

Тэги: дума, выборы, рейтинг, голосование


Как уже писала "НГ", в конце сентября в интернете состоялась акция "Накликай Думу!". Пользователям сети предлагалось ответить на вопрос "Если бы выборы в Государственную Думу состоялись сегодня, за кого бы вы отдали свой голос?". Организаторами этой "репетиции" стали онлайн-издания "Лента.ru", "Газета.ru", "NEWSru.com" и "Утро.ru", осуществившие ее при поддержке порталов Rambler.ru и Mail.ru, а также газеты "Известия" и радиостанции "Эхо Москвы". Акция оказалась успешной сверх всяких прогнозов - в течение суток свой голос на электронных "избирательных участках" оставили почти 29 тысяч человек, то есть 16% тех, кто узнал о проведении опроса. Что интересно, средний по мировому интернету отклик на подобные объявления составляет лишь 0,4% - получается, что активность русских избирателей оказалась в 40 раз выше среднестатистической. Акция была тем важнее, что более половины аудитории сайтов-организаторов составляют жители ближнего и дальнего зарубежья - миллионы граждан РФ, которые имеют право голоса на предстоящих через два месяца думских выборах, но по объективным причинам не попадают в поле зрения традиционных социологических опросов. Вместо независимых наблюдателей за ходом голосования использовалась система отслеживания уникальных пользователей, так что ни у кого не было шанса проголосовать дважды и исказить конечные результаты.

Результаты между тем дали много пищи для размышлений политтехнологам и предвыборным аналитикам. Налицо общая тенденция - акции кандидата "Против всех" растут с каждым днем. Как считают специалисты ВЦИОМа, активность избирателей неуклонно увеличивается, но это - протестная активность. Если суммировать количество людей, отказавшихся доверить кому-либо свой голос или решивших вообще не идти на выборы, то их число оставит далеко позади даже самых популярных политиков. Против всех кандидатов проголосовали 20,87% московских интернет-пользователей - больше, чем за кого бы то ни было другого. В связи с этим стоит вспомнить, что на проводившемся в 2001 г. порталом Rambler опросе "Человек года" второе место занял персонаж по имени "Я" - брат-близнец кандидата "Против всех".

Организаторы акции "Накликай Думу!" планируют повторить ее через месяц, а по мере приближения референдума сделать подобные сетевые голосования еженедельными в целях выявления динамики политических предпочтений пользователей сети. Пока что результаты распределились следующим образом.

1) Общие итоги

СПС (Борис Немцов, Ирина Хакамада, Анатолий Чубайс) - 20,52%

Против всех - 17,25%

"ЯБЛОКО" (Григорий Явлинский, Владимир Лукин, Игорь Артемьев) - 15,72%

Не пойду на выборы - 11,56%

"Единая Россия" (Борис Грызлов, Сергей Шойгу, Юрий Лужков) - 10,41%

КПРФ (Геннадий Зюганов, Николай Кондратенко, Николай Харитонов) - 6,39%

Избирательный блок "Родина" (Сергей Глазьев, Дмитрий Рогозин, Валентин Варенников) - 5,89%

ЛДПР (Владимир Жириновский, Алексей Островский, Игорь Лебедев) - 5,19%

2) Распределение голосов московских интернет-пользователей

Против всех - 20,87%

СПС (Борис Немцов, Ирина Хакамада, Анатолий Чубайс) - 20,17%

"ЯБЛОКО" (Григорий Явлинский, Владимир Лукин, Игорь Артемьев) - 14,67%

Не пойду на выборы - 12,42%

"Единая Россия" (Борис Грызлов, Сергей Шойгу, Юрий Лужков) - 9,41%

Избирательный блок "Родина" (Сергей Глазьев, Дмитрий Рогозин, Валентин Варенников) - 5,99%

КПРФ (Геннадий Зюганов, Николай Кондратенко, Николай Харитонов) - 5,97%

Таковы цифры в чистом виде. Но интернет как коллективный разум позволяет узнать гораздо больше, чем простые цифры. Были собраны данные о предпочтениях голосующих в зависимости от их возраста. Мы решили представить результаты в форме анализа ключевых тенденций.

Во всем диапазоне возрастов действует простое правило: чем моложе голосующие, тем популярнее среди них партии "Единая Россия" и ЛДПР (см. график 1). Молодой интернет-электорат голосует за харизматичных лидеров. При этом "единороссам" удалось преодолеть пятипроцентный барьер во всех группах. ЛДПР же опирается в первую очередь на юношество, а среди тех, кто старше 25 лет, ее популярность едва достигает 5%. Зато рейтинг "Единой России" и ЛДПР у избирателей будущего превышает 15%.

Молодежь смело идет за мощными фигурами, уже имеющими политический и общественный вес ("Единая Россия"), или за яркими, колоритными персонажами (Жириновский). Несомненно, многоликость и правильная пиар-кампания "единороссов" притягивает к партии молодую аудиторию, которую в принципе политически активной не назовешь. Такие имена, как Сергей Шойгу, Вячеслав Фетисов, Александр Карелин и Алина Кабаева, работают безо всяких политических лозунгов и программ. С другой стороны, та часть молодежной аудитории, которая не верит ни спортсменам, ни чиновникам, а верит громкому слову и обещанию "омыть сапоги" во всех морях и океанах, ставит галочку напротив ЛДПР.


График 1. Голосование за «Единую Россию »и ЛДПР по возрастным группам пользователей интернета

СПС - вот выбор описанного выше поколения, потерянного для коммунистов. Рейтинг СПС превышает 15% во всех возрастных группах (кроме самой младшей, которой в этих выборах участвовать не доведется), максимум популярности в 22% достигается в основной группе пользователей интернета, то есть среди тех, кому от 25 до 34. "Потерянно-обретенное" поколение вообще относится к политике и к голосованию со скептицизмом: именно среди них больше всего тех, кто голосует против всех или не собирается идти на выборы совсем.


График 2. Голосование за «Родину»и «ЯБЛОКО» по возрастным группам пользователей интернета

Однако в более молодых возрастных группах КПРФ наверстывает упущенное. На смену старшему поколению поднимается молодая гвардия восьмидесятых-девяностых - дети "адептов". Они не знакомы с прелестями "застоя", но дома на кухнях слушают рассказы родителей о том, что "раньше было лучше". Современная идеологическая политика КПРФ задевает молодое сознание за нужные струны - в философии пионерии, всеобщего равенства и веры лидеру есть своя манящая привлекательность. Среди тех, кто моложе 18 лет, КПРФ в интернете популярнее "ЯБЛОКА" и идет почти вровень с СПС. Впрочем, и правые, и левые вдвое менее симпатичны юношеству, чем "Единая Россия" и ЛДПР.


График 3. Голосование за КПРФ и СПС по возрастным группам пользователей интернета

Главное заключение, которые мы делаем из проведенного анализа, относится к самому молодому сегменту аудитории интернета.

Молодежь не тратит время на прочтение политических программ. Большое воздействие на ее выбор оказывают внешний эффект и харизматичность лидеров. "Единая Россия" и ЛДПР - это выбор основной части молодой интернет-аудитории. Но достаточно большая ее часть поддерживает коммунистов - Зюганов и его товарищи уже давно поняли, что им имеет смысл ориентироваться на молодежь. На самом деле эта вторичная волна популярности Компартии - явление, заслуживающее отдельного исследования. По сути, оно разрушает миф о том, что популярность Компартии постепенно угасает. Огромную роль здесь играет инерционность массового сознания и наследование предпочтений: дети думают так же, как и их родители. С трудом дающееся коммунистам изменение имиджа все-таки дает свои плоды.

Следует, разумеется, учитывать, что среди проголосовавших только 5% моложе двадцати одного года, в то время как доля этой возрастной группы в аудитории российского интернета значительно выше. Проголосовала, таким образом, только та часть молодежи, которая определила свои политические взгляды в сравнительно раннем возрасте. Важно, что именно эти молодые избиратели будут играть роль агентов влияния среди сверстников. Пока что трудно сказать, насколько стойки предпочтения молодежи. Вероятно, часть проголосовавших встала под знамена того или иного политического направления раз и навсегда. Другая часть основывает свой выбор на вполне рациональных доводах и в принципе в зависимости от развития событий может впоследствии его изменить. Тем не менее и "единороссы", и либеральные демократы, да и коммунисты тоже стараются уже сейчас заручиться поддержкой молодежи. Во-первых, это многомиллионная армия избирателей. Во-вторых, сегодняшние старшеклассники и студенты через несколько лет составят "ядро активности" среди населения России, поэтому лучше им подыграть заранее. Это во многом работа на перспективу.

С другой стороны, к интересным выводам приводит сравнение результатов онлайн-голосования с результатами опроса фонда "Общественное мнение" среди всех групп россиян. Тысячам людей регулярно задается вопрос: "Если вы примете участие в выборах в Госдуму в декабре этого года, то за какую из перечисленных партий вы скорее всего проголосуете?" Безоговорочными лидерами в конце сентября, равно как и в конце августа, стали "Единая Россия" и коммунисты - они набрали 20 и 17% соответственно. "ЯБЛОКО" и СПС, лидеры онлайн-голосования, по результатам "реального" опроса даже отстали от ЛДПР: их результаты - в районе 5%. Это говорит о том, что интернет-аудитория России имеет свои характерные черты, отличные от неких усредненных черт российского населения. Все-таки пользователи более сориентированы на образ успешного образованного человека среднего возраста, активного индивидуалиста, сторонника интернациональной культуры. Именно эти качества воплощены в лидерах СПС и "ЯБЛОКА". Коммунисты в сети не пользуются популярностью. Или по-другому: среди тех, кто голосует за Компартию, очень мало интернет-пользователей. Наоборот, весьма существенная часть сторонников СПС и "ЯБЛОКА" регулярно пользуется сетью. В целом средний пользователь склонен к аполитичности: около 18% хотят голосовать против всех и почти 12% - не участвовать в выборах. По результатам опроса ФОМа, против всех намереваются голосовать лишь 7% всего населения. Разница очевидна. Это сравнение подтверждает опубликованную нами две недели назад в "НГ" информацию о том, что политика не входит в сферу пристального внимания российских пользователей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1751
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1096
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
797
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1079

Другие новости