На время от времени всплывающее в дискуссиях утверждение, что интернет убьет литературу, принято отвечать, что, мол, стояла и стоять будет, что литература выдержала натиск таких монстров, как кино и телевидение, "а от тебя, Лиса, я и подавно уйду...". Говорят, разве что дополнится литература "сетературой", к которой пытаются относить такие специфические типы, как гипертекстовая литература и литература мультимедийная. Но добавляют потом, что данные разновидности скорее всего останутся маргинальными, экстремальными явлениями в литературе, а большей частью мы все-таки будем иметь дело с обычным линейным текстом, только читать его будем не с листа, а с экрана.
Все рассуждающие подобным образом, мне кажется, не учитывают одной важной особенности, отличающей интернет от телевидения, кино и книги. Я говорю об интерактивности, то есть о возможности получить немедленный отклик или сейчас же вмешаться. Поскольку же люди, создающие литературу, стремятся часто именно получить отклик на какие-то свои слова и идеи, хотят вмешаться с этими идеями в "общественные процессы", необходимость создания литературных текстов в привычном их понимании просто отпадает. Автор и читатель теперь напрямую связаны при помощи ЖЖ, гостевых книг, форумов, электронной почты, ICQ, IRC etc.
Вспомните, как на заре Перестройки были популярны телевизионные и "выездные" встречи с писателями, учителями-новаторами, учеными. Читателям не хватало книги - они хотели получить ответ на именно свой вопрос и при необходимости уточнять его либо до достижения полного понимания, либо до потери к нему интереса одной из сторон. Хотелось просто поговорить с умным человеком. Теперь такая возможность есть. По мере распространения коммуникационных технологий Читатель и Автор превращаются в Беседующих.
Это, может быть, и не убьет литературу, но ряды покосит. Понятно, что писателей и читателей разной увлекательной коммерческой макулатуры это коснется в меньшей степени (им скорее угрожает то же кино), те же, кому именно есть, что сказать, и хочется услышать ответ, станут слушать и говорить. И это уже происходит: вот, например, некоторые жалуются на ЖЖ - дескать, отнимает мысли, мешает сосредоточиться, вместо одного романа выходит тысяча постингов. Да, правильно, но ведь к тысяче постингов приходит и хоть сотня-другая "комментов", и, видимо, автору это нравится, раз он занимается именно этим, а не пишет свой гораздо менее эффективный с точки зрения обратной связи роман. И именно эти, разбросанные по миллионам страничек актуальные сейчас постинги, записи и реплики со всеми полуслучайными ссылками, комментариями и ответами на комментарии - это и есть современная гипертекстовая литература, литература собеседников, литература без автора и читателя, без ходульного сюжета и сделанного топором героя, без инициальной части, без финала и с огромным числом кочующих кульминаций. Жить и творить в этой бушующей стихии интереснее и полезнее, чем писать длинный текст от первой до последней страницы, не имея возможности получать отклики читателей на каждый новый поворот мысли и отвечать на их отклики самому.
Все это не значит, конечно, что обычные книги писать перестанут: виды искусства редко умирают, но, пожалуй, можно однозначно утверждать, что фотография, например, несколько потеснила гравюру, а многие из тех, кто раньше строчил бы ночами стихи в тетрадке или изобретал повествовательный заворот в очередной энциклопедии русской жизни, сегодня предпочтут тот или иной вид интернет-беседы. Можно ли такое положение вещей считать гражданской смертью литературы? Пожалуй, что да. Но одновременно это еще и рождение того, чем литература давно хотела, но не могла быть.
Из праха древнего монстра рождается дивный мир.