Вам предлагают товар, но это спам, мусор.
Виагра, недорого; кухни по ценам завода-производителя; москито-киллер, система уничтожения комаров - скажите, вам часто приходится удалять из своего электронного почтового ящика такой вот незатейливый рекламный мусор? Уверен - ежедневно. Редакцию РОЛ, например, постоянно бомбят письмами с заманчивым призывом вроде "make your penis bigger and wider" или с предложением "мужа на час". Знакомо? Это "чудо" известно миру под именем спама, и за 15 лет своего существования он уже успел порядком "достать" всех пользователей сети.
Спам очень дешев - расходы заказчика рассылки составляют лишь малую толику всех затрат на подобную рекламу. Смотрите сами: за связь платят обычные пользователи сети, за почтовую инфраструктуру - провайдеры сервисов и бесплатной почты. Компании оплачивают рабочее время сотрудников, которое уходит на утомительное разгребание электронной макулатуры. А спамеры тратятся только на покупку базы адресов и рассылку. Неудивительно, что число людей, делающих ставку именно на этот вид рекламы, не уменьшается. Ведь рекламный рынок - это одновременно система фильтрации, не позволяющая замусорить все информационное пространство. Спам - это способ обойти фильтры. Спам - это рукотворный хаос.
Самый злостный спамер современной России, Центр американского английского, уже стал притчей во языцех. Добровольные мстители многократно звонили в злополучную контору с угрозами, обещали забросать настырных спамеров тухлыми яйцами. Весь рунет смеялся над обнаруженным где-то объявлением "Центру американского английского требуется программист для защиты от хакеров" - никаких шуток: сайт центра неоднократно взламывали и злорадно исписывали вдоль и поперек на манер привокзального забора. Также известен случай, когда газеты бесплатных объявлений предложили срочно купить за бесценок благоустроенный дом с участком на престижном Рублевском шоссе, но шквал звонков по указанному в газетах телефону наткнулся лишь на раздраженный голос: "Нет, здесь дом не продают! Это Центр американского английского!". Многие сочли, что спамеры получили по заслугам.
Но ничего не помогает - гораздо выгоднее нанять еще одну секретаршу, чем тратиться на нормальную рекламу. В Америке и Европе за это могут реально наказать, затащить в суд и пустить по миру без штанов. В России же таких прецедентов еще не было.
На днях проект Rambler-Аудио выложил в сеть официальное обращение первого заместителя министра связи РФ, руководителя программы "Электронная Россия" Андрея Короткова к Центру американского английского. Электронный почтовый ящик Короткова оказался завален однообразными предложениями в кратчайшие сроки изучить иностранный язык. Андрей Викентьевич закончил факультет журналистики МГУ и практически в совершенстве владеет английским, с успехом общаясь с коллегами по рабочей группе в ООН, с Биллом Гейтсом и другими лидерами IT-индустрии, а следовательно, в подобных услугах нимало не нуждается. "Однако все мои письма с просьбами больше не беспокоить меня подобного рода предложениями остались без ответа, - рассказывает он. - Более того, теперь меня называют по имени и фамилии и количество спама в моем почтовом ящике только увеличилось в несколько раз".
Чтобы донести записанное в студии Rambler сообщение Короткова до спамеров, компания Golden Telecom включила специальный канал "обратной связи": автоматическая система регулярно набирает телефонные номера Центра американского английского, и его работники, поднимая трубку, слышат: "Я хотел бы предупредить вас, что если вы будете продолжать свою незаконную деятельность, то не только я, но и та ассоциация, которая возникла сейчас для борьбы со спамерами, подобными вам, предпримет адекватные меры... Еще раз убедительно прошу вас прекратить свою незаконную деятельность и подумать, какими легальными способами вы можете добиться поставленных перед собой целей".
Для того чтобы дать и другим гражданам возможность донести свое мнение до спамеров, Golden Telecom и Rambler планируют открыть специальный сайт, на который пользователи смогут присылать аудиофайлы с обращением к той или иной компании-спамеру.
На чем строится твердая уверенность замминистра в том, что спам можно победить? РОЛ обратился за комментариями к юристам. Так вот, гражданское законодательство допускает возможность получения каких-либо услуг и защиту прав потребителя лишь при условии, что такие услуги или права не нарушают права и свободы других потребителей. Реализация чьих-то прав на свободу распространения информации не может и не должна автоматически обязывать других людей получать эту информацию, в частности спам. В основе современных коммуникаций лежит принцип "консенсуальности": требуется взаимное согласие субъектов информационных отношений на таковые, иначе - извините. Именно поэтому следует апеллировать к ст. 23 Конституции РФ, гарантирующей право на неприкосновенность частной жизни. В данный момент ряд лидирующих IT-компаний начинает сбор информации и готовит документы для подачи судебных исков к спамерам, причем компании в данном случае имеют право выступать от лица пользователей. Вряд ли можно сомневаться в том, что этим правом они воспользуются.
Ассоциации борьбы со спамом - это хорошо, но результат их работы скажется не сегодня и не завтра. А уже сейчас на сайте http://ricn.ru/spamlist/material/21 можно найти такой, например, совет: позвоните по телефону, указанному в непрошеном письме, и выскажите все, что вы думаете про рекламируемые товары и услуги. Возможно, в другой раз руководители организации десять раз подумают, стоит ли повторять свои рассылки. Можете также предупредить разносчиков спам-рекламы, что российская IT-индустрия собирается нанести ответный удар - любишь кататься, люби и саночки возить. В ближайшее время увидит свет меморандум, разработанный АДЭ с помощью ведущих интернет-компаний. А уже осенью в Думу будет представлен специально разработанный законопроект, который поставит спам вне закона. Раз и навсегда.