Ро Му Хен стал президентом страны благодаря пользователям сети.
Фото Reuters
В Южной Корее, стране с очень развитой информационной инфраструктурой, несколько лет назад произошел настоящий цифровой переворот. Все началось с того, что южнокорейское правительство осознало: надо встраиваться в мировую экономику, становиться частью глобальной информационной деревни, а для этого необходимо резко интенсифицировать движение информации. С 1995 г. южнокорейское Министерство информации и связи вкладывает в интернет большие материальные и интеллектуальные ресурсы, сделав его приоритетным стратегическим направлением развития.
Что предполагает государственная поддержка? Прежде всего - обеспечение максимальной доступности сети. Во всех южнокорейских учреждениях, на вокзалах, в аэропортах, в банках любой желающий имеет возможность бесплатно выйти в интернет. В каждый проект многоквартирного дома изначально закладывается собственная сеть, обеспечивающая очень высокую скорость подключения. Южная Корея стала первой в мире страной с общенациональной оптоволоконной сетью, объединяющей сотни городов и мелких населенных пунктов. Этому, надо сказать, способствует и география: при весьма небольшой площади (500 км в длину и 250 в ширину) страна обладает второй на планете (после Бангладеш) плотностью населения - около 450 человек на квадратный километр. В России, для сравнения, только Московский регион может похвастаться показателем в 300 человек, в среднем же по стране он составляет менее 10 человек.
Однако плотность населения сама по себе еще не предполагает высокой степени информатизации. Правительство Южной Кореи взяло на себя внедрение разнообразных сетевых приложений, таких, как телеработа, дистанционное образование, телемедицина, электронное правительство. Большие усилия были затрачены на то, чтобы предоставить цифровые услуги социально уязвимым группам: пожилым, инвалидам, заключенным, а также военнослужащим. Каждый класс начальной школы подключен к высокоскоростной сети. Учителя и студенты имеют возможность пользоваться интернетом бесплатно. Уже к 2000 г. к сети было подключено подавляющее большинство корейских семей. Поскольку для соединения в основном используются выделенные линии, корейские сайты предоставляют пользователям широкие мультимедийные возможности, что, кстати, затрудняет их просмотр из-за рубежа. Сейчас число пользователей в Южной Корее составляет свыше 25 млн. человек - больше половины населения страны. При этом более 70% домашних компьютеров подключены через выделенную линию.
В 1999 г. в Сеуле был запущен сайт с игрой "Посдак" (Posdaq), имитирующей фондовую биржу. Любой желающий мог купить условные акции одного из 300 внесенных в листинг политиков. Игра вовлекла около полумиллиона пользователей, возник объективный общедоступный рейтинг политических деятелей.
Перед всеобщими выборами 2000 г. более половины кандидатов создали свои персональные сайты. Незадолго до дня голосования 600 корейских негосударственных организаций, объединенных в "Гражданский союз за выборы 2000 г.", опубликовали в сети "черный список" из 90 политиков, обвиняемых в коррупции. Досье на них включали информацию о службе в армии, доходах самого политика и членов его семьи, подробный анализ его законодательной деятельности. В результате 58 из этих 90 претендентов не смогли пройти в парламент. Решающую роль здесь сыграло несколько факторов. Во-первых, независимость источников. Пользователи едва ли могли сомневаться в достоверности информации и в отсутствии прямого материального интереса со стороны "Гражданского союза". Во-вторых, форма информации. Избиратель не будет тратить силы и время на то, чтобы искать в сети детали биографии кандидатов. Другое дело - сводная информация обо всех политиках сразу, которая структурирована и хорошо понятна: именно она становится основой выбора. В-третьих, возможность анализа и сравнения обостряет в пользователе чувство значимости и ответственности выбора.
В дни чемпионата мира по футболу 2002 г. наблюдалось лавинообразное рождение тысяч чатов, дискуссий и независимых сайтов о спорте. Атмосфера свободных диалогов передалась начавшейся вскоре предвыборной президентской кампании. Стратеги штаба Ро Му Хена, в отличие от своих противников-консерваторов, сделали ставку на молодую аудиторию, активно использующую интернет. Это люди нового поколения, не воспринявшие дурное наследие холодной войны и страх перед северным соседом. Люди, свободно ориентирующиеся в информационных потоках и желающие реформ.
Именно на них были рассчитаны многочисленные статьи в сетевых СМИ, создающие положительный образ Ро Му Хена - образ молодого, трезво мыслящего реформатора. Только-только появившуюся страницу Демократической партии нового тысячелетия за один день - 5 декабря 2002 г. - посетили 30 тыс. человек, а сайт "Телевещание Ро Му Хена" вышел на первое место среди онлайн-телестудий. По адресу www.nosamo.org разместился добровольный клуб сторонников политика. На членские взносы были наняты семеро сотрудников, которые из штаб-квартиры в Сеуле координировали взаимодействие 47 тысяч онлайновых участников клуба.
В итоге Ро Му Хен одержал победу, получив 48,9% голосов избирателей. Необходимый перевес обеспечили голоса именно молодой аудитории, то есть тех, кто получал информацию о кандидате из сети.
Российскому сетевому аналитику трудно поверить, что интернет, будучи, казалось бы, территорией свободного безответственного общения ради удовольствия, может по-настоящему влиять на политику. Насколько реален в нашей стране корейский сценарий? В Южной Корее за несколько лет активного внедрения интернета люди усвоили идею о собственной значимости, о возможности действительно влиять и действительно принимать участие. Такое явление, как добровольный клуб сторонников, у нас просто невозможно, потому что политика считается и является грязным занятием, уделом профессионалов. Очевидно, что нам далеко до Кореи. Однако что действительно важно и полезно для нас в корейском опыте, так это осмысленная и дальновидная политика государства в деле развития электронной коммуникации. Разумеется, и оптоволоконная сеть, и невероятная паутина выделенных линий, и глобальные электронные проекты вроде дистанционного образования потребовали колоссальных средств и интеллектуальных усилий. Но выигрыш неизмеримо больше. Корейское чудо наглядно демонстрирует, что информация начинает работать на государство тогда, когда само государство обеспечивает ей свободную циркуляцию. Этот вывод, по ощущению, совершенно противоречит советской концепции информационной закрытости власти. Чем меньше знает народ, тем надежней, считали наши функционеры. Современная ситуация требует, чтобы руководство страны как можно быстрее сломало в самом себе и в гражданах этот стереотип. Пора понять, что свободное всеохватное движение информации - важнейший фактор развития.