Тольяттинский проект "Антимульт", стартовавший около года назад, должен был, судя по названию, стать своеобразным антиподом Масяни, альтернативой куваевской эстетике и философии питерского претенциозного раздолбайства. Однако, по словам одного из создателей "Антимульта" Андрея Саймакова, к Масяне команда тольяттинцев относится положительно. "Вот есть, скажем, литературная премия Букер. А есть Антибукер - нечто иное, но при этом не враждебное", - говорит Саймаков по мобильному телефону из Тольятти. Ему и руководителю проекта Максиму Кадырову на паях с другими партнерами принадлежат две небольшие газеты и рекламное агентство в Тольятти. В этом, возможно, и заключается единственное реальное возможное противопоставление Масяни и "Антимульта". Если Куваеву внедрение в бизнес далось с трудом и с большими потерями, то новый проект начинают люди, как бы адаптированные к русским реалиям, предприниматели. "Антимульт" показывает, насколько странной и неоднозначной была эта "адаптация".
"Антимульт" нарисован интереснее, чем приключения Масяни. Это первое, что бросается в глаза, и это уже много: пользователю пора привыкать к качеству, к хорошей форме. Форма приятная, картинка свежая, красочная, персонажи прорисованы с забавными деталями (чего, скажем, стоит одна грудь уборщицы или прикид Паши). Чувствуется, что аниматоры знают толк в рисовании - каждый кадр продуман и по цвету, и по композиции. Особенно хорош звуковой ряд, варьирующийся от "Дорз" до мягкого джаза в стиле радио Softwave. Основу сценария придумывает руководитель проекта Максим Кадыров, но в обсуждении принимают участие все. Все и озвучивают.
Сюжет тольяттинских произведений - подробности работы небольшого рекламного агентства, взаимоотношения его сотрудников друг с другом и с окружающим миром. На самом деле и сюжетов-то как таковых нет, каждая серия представляет собой эдакое обывательски-философское наблюдение, жизненную зарисовку, претендующую на образность и юмористичность. У создателей "антимультов" это получается с переменным успехом, но есть примеры удивительно точных попаданий в цель. Герои мультфильмов - это новый набор офисных типажей, от бодрой сексапильной и одинокой директорши рекламного агентства и угрюмого дизайнера Паши до неуклюжей уборщицы и заумного заместителя директора с крашенными в зеленый цвет волосами. Эти типажи разыграны в разных обстоятельствах, которые каждый раз дают новый расклад. И новую метафору.
"НГ" одной из первых написала про Масяню и mult.ru. Сегодня мы с похожим чувством описываем еще один проект. Как и Масяня в те времена, "Антимульт" еще не набрал свою аудиторию и находится только в начале пути к зрителю. Вероятно, лучшие "антимульты" тоже впереди.
На этом фоне можно сделать два вывода. Первый - о том, что самые интересные и необычные творческие проекты уже который раз приходят не из Москвы, что не мешает им набирать популярность. Это значит, что интернет действительно помогает людям пробиться: стоит кому-то сделать что-то по-настоящему хорошее и необычное, и пользователи сети изо всех сил начинают сами продвигать этот проект, рассылая ссылки и включая механизм "вирусного маркетинга".
Второй вывод - что формат Flash предлагает наиболее оптимизированный под возможности сети способ создания захватывающих мультимедийных произведений. И они очень востребованы людьми. В то время как телевидение в погоне за рейтингом неизбежно ориентируется на среднего зрителя и, как следствие, предлагает стандартные продукты, авторы веб-проектов изначально находятся в другой ситуации. Их успех возможен только в том случае, если им удается прорваться на глубоко личный уровень восприятия, вызвать смех, удивить оригинальностью мышления и сюжетных ходов. На телевидении им бы дали от ворот поворот, потому что это слишком рискованно. Однако в сети именно эти качества позволяют им парадоксальным образом набирать аудиторию, сравнимую с телевизионной. Совершенно непонятно, к каким последствиям приведет такой парадокс в дальнейшем. Возможно, нас ожидает целая революция, большая волна новых проектов из провинции, которая может появиться в любой момент совершенно из "ниоткуда".
Ждем-с.