Андрей Коротков полон решимости покончить с информационным мусором.
Несанкционированные рекламные сообщения (НРС), то есть почтовые листовки и сетевой спам, причиняют изрядную головную боль частным лицам и убытки индустрии. В Европейском сообществе и США рассылка НРС преследуется по закону, а в России переживает бум. Объяснение этого феномена лежит на поверхности: НРС - самый дешевый, хотя и наименее "точный" вид рекламы.
В каком-то смысле сама дешевизна такой рекламы возникает от практически полного пренебрежения правами граждан, интересами почтовых систем (реальной и "виртуальной") и индустрии (СМИ, интернет-провайдеры и реклама). Спам и рекламные листовки попадают к потребителю "в обход" рекламного рынка, имеющего свою систему фильтрации сообщений. Получение спама ложится на всех пользователей интернета в России ярмом невидимого налога, превышающего, по оценкам Rambler, 200 млн. долл. в год.
В 2002 г. впервые за всю историю электронной почты доля спама в общем количестве сообщений превысила 40%. В 2001 г. спам занимал лишь 8% всего трафика электронной почты и обошелся пользователям интернета во всем мире в 10 млрд. евро. К 2007 г., по прогнозу компании Radicati Group, спам составит 70% от всего объема электронной почты. Ущерб от спама растет в геометрической прогрессии.
НРС можно поделить на два класса: "реальные" и "виртуальные".
Листовки и бесплатные газеты
К первой группе, к примеру, относятся листовки, которые многим из нас каждый день кидают в почтовый ящик в подъезде. Нередко бумажные листки покрывают весь пол рядом с почтовыми ящиками. Здесь ущерб складывается из вынужденного дополнительного труда уборщиц, которым приходится собирать и выносить десятки килограммов таких листовок, а также из убытков частных лиц: если вместе с такими листовками по ошибке выбрасывается, к примеру, счет за междугородные переговоры, телефон через какое-то время отключат.
Согласно данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), для получения тонны бумаги необходимо переработать 10 сосен, каждой из которых 100 лет. В сосновом лесу на гектаре растет 200 деревьев - этого хватит только на 20 тонн бумаги. По оценкам компаний, работающих на рынке печатной прессы, каждую неделю НРС превращает в мусор 600 тонн бумаги, или 30 гектаров соснового леса. В год соответственно листовки и бесплатные газеты съедают 1800 гектаров леса. Другими словами, каждые четыре месяца ради бумажного мусора вырубают лес на территории, равной парку в Сокольниках. За год в мусор превращается Битцевский парк. И это данные по объему только той макулатуры, которую бросают в почтовые ящики.
Однако картина ущерба, наносимого бумажными листовками и прочими "реальными" незапрошенными рассылками, была бы неполной без косвенных убытков почтовой системы и медиаиндустрии. Если вас нет дома несколько дней, ящик забивается листовками, так что почтальону просто некуда засунуть нужную вам газету или журнал. Таким образом, рекламные листовки серьезно мешают функционированию почтовой системы. Решение проблемы должно заключаться в признании права владельца почтового ящика на ограничение доступа к нему незапрошенной информации, в четкой форме демонстрации такого отношения (например, наклейкой на почтовом ящике: "Никаких листовок") и в четких мерах по наказанию тех, кто осмелится нарушить это право. По оценке экспертов агентства "Роспечать", общий объем подписки мог бы вырасти на 10%. Таким образом, в случае принятия комплекса мер по борьбе с НРС на рынке подписки произошло бы определенное оживление - за счет более широкого распространения платных изданий.
Спам как главная проблема русскоязычного интернета
Теперь обратимся ко второй, "виртуальной" группе незапрошенных рекламных сообщений, то есть к спаму. Как и бумажные листовки, спам забивает почтовые ящики, только теперь электронные. Сегодня в России спам вышел на "общемировые" показатели и составляет, по оценкам провайдеров, больше 25%, а по оценке интернет-компаний - порядка 50% общего трафика электронной почты.
Потери рабочего времени пользователей не поддаются измерению - этот налог платят все компании, сотрудники которых пользуются e-mail. На просмотр и стирание спама уходит до 12 минут рабочего времени сотрудника в день. За год, таким образом, незапрошенные рекламные сообщения могут отнимать до 40 часов, или одну стандартную рабочую неделю. Компания Boeing, например, оценивает этот налог на спам в 546 долл. в год на сотрудника компании.
Как и листовки, спам используется прежде всего для распространения коммерческой информации, однако в сети незапрошенные сообщения являются также носителями вирусов и прочих вредоносных программ. Чем больше спама, тем меньше бдительность и тем выше вероятность, что в результате инфекции будет нарушена работа компьютеров.
Как и в случае с почтовыми ящиками в подъезде, спам мешает нормальной работе почты. Часто оказывается достаточно месяца (а то и недели), чтобы переполнить небольшой бесплатный почтовый адрес. Стирая десяток-другой писем, вы по ошибке можете уничтожить что-то нужное.
Можно оценить, сколько времени (то есть денег) уходит на скачивание спама у интернет-пользователей. По мнению московских провайдеров, средний абонент тратит на спам порядка 1 долл. в месяц, то есть 12 долл., или 360 руб., в год. Только частные интернет-пользователи России ежегодно платят совокупный "налог на спам" порядка 120 млн. долл., или 3 млрд. 600 млн. руб. Это в шесть раз больше, чем было выделено в 2002 г. на программу "Электронная Россия". Однако мы не имеем возможности подсчитать главный ущерб в виде нервов и внимания пользователей, вынужденных не только скачивать, но и сортировать ненужные сообщения.
На первый взгляд, в этой ситуации страдают только пользователи, а провайдеры выигрывают, зарабатывая лишние деньги. Однако на самом деле для провайдеров спам - тоже головная боль, потому что он создает дополнительные нагрузки в сети.
По оценке специалистов почтовой службы Rambler, хранение забитых спамом ящиков занимает порядка терабайта дискового пространства. В целом по индустрии объем засоренного НРС пространства оценивается в несколько терабайтов, что сопоставимо с общим объемом русскоязычных интернет-ресурсов. Кроме того, интернет-компании постоянно вынуждены нести расходы на разработку и усовершенствование систем по борьбе со спамом.
Если сложить все указанные факторы, общий ущерб всех жертв спама переваливает за 200 млн. долл. в год.
Что делать?
До тех пор пока распространение листовок и спама не станет наказуемым, искушение воспользоваться несанкционированной рассылкой будет для мелкого и среднего бизнеса слишком сильным. Означает ли это, что, борясь с НРС, мы лишаем предпринимателей возможности предлагать свои услуги и выталкиваем их с рынка? Это важный вопрос, и на него следует ответить отрицательно: нет, мы не наносим ущерба развитию бизнеса, мы подталкиваем его к эволюции в сторону более цивилизованной практики привлечения клиентов.
По нашей оценке, отказ от НРС приведет не только к сокращению числа листовок и спамовых рассылок, но также к усилению влияния как традиционных "коллективных" форм рекламы в общественных местах (доски объявлений), так и новых рекламных площадок в сети. Вырастет влияние маркетинговых компаний, и продавцам придется найти способ "достать" клиента, не раздражая его.
По мнению Михаила Якушева, известного российского специалиста по интернет-законодательству, для серьезной законодательной атаки на спам потребуется комплекс мер из по крайней мере трех составляющих. Во-первых, необходимо закрепить порядок осуществления рекламной деятельности с использованием интернет-технологий, который соответствовал бы общему порядку, предусмотренному законодательством о рекламе. Во-вторых, прописать общеобязательные правила оформления и рассылки сообщений коммерческого характера, включая обязательность предоставления адресату права "отписаться" от рассылки и недопустимость направления сообщений адресатам, заранее заявившим о своем нежелании их получать. В частности, должно быть установлено обязательное указание на коммерческий характер сообщения в его заголовке, наличие сетевого и физического адреса (или телефона), по которому можно связаться с отправителем информации. Наконец, требуется подготовить и принять поправки в кодекс по административным правонарушениям, которые бы однозначно поставили вне закона рекламную рассылку, не отвечающую указанным выше условиям, и вводили бы ответственность отправителей соответствующих сообщений.
Но нельзя забывать и про разъяснительную работу среди пользователей сетевых технологий, про элементарные организационные меры предосторожности ("не оставляйте ваш адрес незнакомым людям"), а также про то, что существуют достаточно эффективные программные продукты, позволяющие фильтровать электронную почту.
Министерство связи и информатизации России проявляет активную заинтересованность в решении проблемы несанкционированных рекламных сообщений. По мнению первого заместителя министра Андрея Короткова, руководителя программы "Электронная Россия", "информационная экология становится проблемой номер один".
"Путешественники знают, что пустыня и джунгли одинаково опасны для странника,- заявил Коротков в частном интервью. - От информационного вакуума мы стремительно движемся к информационной свалке, и нам самим нужно следить за чистотой в подъезде и в почтовом ящике".
На прошлой неделе в министерстве состоялась первая встреча созданной по инициативе министра рабочей группы по выработке предложений по борьбе с НРС. Есть шанс, что осенью в Думу придет закон и депутаты воспользуются возможностью решить проблему. У предлагаемых поправок и нормативных документов нет противников, и можно надеяться на широкую поддержку. Впрочем, главная надежда закона - похожая инициатива ЕС, нацеленная на охрану приватности в электронных сетях. Правда, было бы неплохо одновременно избавиться и от листовок - и это, по мнению Михаила Якушева, тоже возможно. Похоже, что актуальность этой проблемы объяснять не придется.