Фотокамера теперь смотрит не только в реальный мир, но и в виртуальный.
Сеть открывает безграничные возможности для тех, кто явно не профессионал в фотографии и даже не уверен, что умеет хорошо снимать, но кто тем не менее хочет показать себя и свои работы миру. Каждый может, оцифровав снимок или перегнав в компьютер картинку с цифровой камеры, вывесить изображение на одном из многочисленных сайтов, посвященных народному визуальному творчеству. И получить честную реакцию публики, лишенной свойственного арткритике снобизма, но тем не менее, что существенно, вполне платежеспособной.
Сложившееся определение этих сайтов как виртуальных народных галерей возникло отчасти благодаря самому популярному в данной области ресурсу photosight.ru. Его месячная аудитория - около 300 000 человек, что, по словам владельцев сайта, сопоставимо с аудиторией всех пишущих о фотографии печатных изданий вместе взятых (Foto&Video, ФотоМагазин, Потребитель, ePhoto).
По числу посетителей серьезные обороты набирает Фотофорум (http://www.photoforum.ru/), не сильно отстают от него Фотолайн (www.photoline.ru), Фото.ру (www.foto.ru), Иероглиф (www.hiero.ru ). Каждый имеет свою аудиторию, своих авторов, свою изюминку. К примеру, Иероглиф многие любят за его демократичность, широту взглядов (помимо фотоизображений авторы могут публиковать графику). Photographer.ru котируется у профессионалов, он хорош и уровнем работ, и содержанием статей.
Давид Мзареулян, один из авторов проекта Иероглиф, говорит, что число уникальных посетителей сайта и число авторов не так сильно отличаются друг от друга. Подобные проекты открыты для участия "широких народных масс", но требуют соблюдения определенных условий и соответствия минимальному творческому уровню, который разнится от сайта к сайту. При этом аудитории большинства фотосайтов рунета сильно пересекаются. Однако, по словам Давида Мзареуляна, бороться за посетителей смысла нет: спрос значительно превышает предложение, и можно спокойно возделывать свой сад.
"Садовников" на каждый "сад" приходится немного - от двух-трех до десяти человек. К примеру, штат Иероглифа - три человека. Каждый является одним из авторов наравне с сотнями пользователей. Отцы-основатели, как правило, приобретают статус звезд собственных ресурсов, получая множество откликов на свои работы. Однако на вопрос о том, что создателю сайта дает этот самый сайт, Давид Мзареулян отвечает: "Ничего не дает. Кроме коммуникации". И прибавляет искренний "смайлик".
Содержание фотосайта, как выяснилось, - дело не слишком затратное. "Иероглиф я написал один раз, затем сделал его новую версию, и он работает сам по себе, - рассказывает Давид. - Единственное, что отнимает время, - модерация. В свободное от Иероглифа время я работаю веб-мастером, я смог "пристроить" сайт по своим каналам, но и это не принципиально: если придется уходить на платный хостинг, мы сможем его оплатить, это не очень большие деньги". Отпущенный в свободное плавание Иероглиф обходился бы своим создателям в 1-2 тыс. долл. в год. Фотолайн, по признанию его автора Александра Победимского, требует в десять раз больше. При этом по техническим требованиям Иероглиф и Фотолайн находятся примерно на одном уровне.
Некоторые фотосайты совершенно не заботятся о собственном контенте и в основном опираются на присылаемый им изобразительный материал. На многих сайтах висят статьи технического плана, почти всегда есть форум, где обсуждаются новинки фототехники. Особой популярностью пользуются фотобарахолки: их в сети немного. Абсолютный рекордсмен здесь - раздел "Куплю/Продам" на foto.ru. На каждое сообщение реакция поступает уже в течение первых десяти минут.
Foto.ru - яркий пример комплексного подхода. Основой портала является онлайн-магазин, здесь же - онлайновая школа фотографии, обсуждения техники и творчества, конкурсы и галереи. Можно смотреть на снимки, параллельно знакомясь с ассортиментом продукции или участвуя в форуме. Ведь просто так заинтересовать пользователя фотографиями, пусть даже очень высокого качества, сложно, особенно учитывая тот факт, что чем больше по формату снимок, тем дольше он грузится, а на это часто не хватает терпения и денег. Хотя аудитории сайтов и пересекаются, посетители обычно привязываются к одному-двум, максимум трем порталам, на них и общаются в форумах, и смотрят снимки, и делают покупки. Поэтому любая персональная галерея, если ее автор не вывешивает статей и не рекламирует сайт, заранее обречена на прозябание на задворках всемирной паутины. Таких невзрачных галерей существуют тысячи, посещаемость их на фоне роста популярности крупных порталов стремится к нулю. И это совершенно не зависит от объективного качества фоторабот.
Многие крупные фотосайты, давая каждому желающему возможность предоставить на суд широкой аудитории свои произведения, постепенно превращаются в аукционы этих произведений. Фотография в сети - это все равно не реальная фотокарточка, которую можно потрогать, рассмотреть в деталях, вложить в фотоальбом или подарить товарищу. Стороннему посетителю неинтересно просто так смотреть на работы Ивана Петрова или Петра Иванова. Фотографии грузятся медленно, большая часть висящих в сети снимков - весьма спорного качества, так что тратить время на простой просмотр мало кому хочется. Необходимость ориентации в море изображений и в море имен отбивает всякую охоту смотреть и разбираться, кто, что и как снимает. Просмотр оцифрованных картинок в сети требует высокой скорости соединения, большого интереса и даже некоторой привычки. Фотосайт в классическом варианте хорош как междусобойчик, не более.
Но все меняется, когда появляется возможность купить. Аукцион заставляет авторов подходить к своей работе более критично и одновременно вовлекает потребителя в скрупулезный процесс отбора. Но самое важное - прямой контакт художника с потребителем в перспективе грозит артрынку реальной революцией, обещая необременительный способ поддержки талантливым фотохудожникам, которые могут теперь обойтись без галеристов - разумеется, пока их работы не начнут стоить тысячи долларов.