0
783
Газета Интернет Интернет-версия

23.05.2003 00:00:00

Мелкий и средний бизнес идет в онлайн

Алексей Басов

Об авторе: Алексей Басов - PR-директор компании "Бегун".

Тэги: интернет, реклама, развитие


В "первой волне" рекламодателей рунета активно участвовали бизнесмены, связанные с онлайном. Помимо провайдеров доступа, "волну" постепенно расширяли поставщики хостинговых услуг, веб-студии, торговцы сетевым оборудованием, интернет-сервисы. Было логично - размещать рекламу в медиа с максимальной концентрацией потенциальных клиентов.

"Вторую волну" рекламодателей формировали уже крупные компании, готовые выделить бюджет на эксперименты с новой рекламной средой. Поскольку объем рунета во время становления рекламного рынка был невелик, рекламодатели были заинтересованы в крупномасштабных кампаниях с большим охватом аудитории. Таким образом, рынок учился эффективно решать задачи как крупного рекламодателя, так и мелкого.

Достаточно быстро сложилась ситуация, когда рынок оказался нацелен на крупного имиджевого рекламодателя. Мелкий и средний рекламодатель, готовый изучить возможности интернета применительно к своему бизнесу, сталкивался с высоким входным порогом и дефицитом рекламных инструментов, способных выделить нужную ему аудиторию. Другими словами, фирма по установке пластиковых окон, имеющая бюджет в триста долларов США на рекламу в интернете, не могла провести рекламную кампанию, поскольку агентствам было невыгодно работать с компаниями с небольшими бюджетами, тем более что специализированных площадок, аккумулирующих подходящую аудиторию, недоставало.

То обстоятельство, что рынок предпочитал крупных рекламодателей, затормозило приход в интернет мелкого и среднего бизнеса на несколько лет. И, к сожалению, способствовало распространению спама (несанкционированной массовой рассылки по электронной почте), который стал для низкобюджетных рекламодателей одним из немногих доступных способов донести свои предложения до широкой аудитории.

Распределение рекламных бюджетов в системе "Бегун" на конец апреля 2003 г.

Категории бизнесов

Распределение бюджетов, %

Изменение с начала года, %

Производство и услуги 9,5 +35
Интернет-услуги и сервисы 9 +12
Образование и карьера 7 +11
Досуг и отдых 6,2 +5
Бытовая техника 6,3 +57
Все для дома и офиса 6 +20
Связь 4,7 +18

Только в последние годы ситуация стала выравниваться. Во многом это произошло благодаря взрывному развитию инструментов контекстной рекламы, которая идеологически ориентирована именно на задачи небольших бизнесов. Тенденция к значительному расширению рынка за счет низкобюджетных рекламодателей отчетливо прослеживается при изучении состава рекламодателей массового рекламного сервиса "Бегун".

Весь прошлый год привычно лидирующим сегментом были интернет-бизнесы, которые на январь 2003 года составляли около 8% рекламы, размещаемой через сервис "Бегун". Однако наиболее интенсивный рост бюджета и количества рекламодателей наблюдался в совсем других категориях - "Услуги", "Связь" и "Бытовая техника".

Наплыв в секторе "Услуги" шел в основном за счет туристических фирм, агентств недвижимости, а также компаний, занимающихся строительством и ремонтом. Категория "Связь" расширялась преимущественно за счет салонов мобильной связи и компаний, специализирующихся на продаже коммуникационного оборудования. "Бытовая техника" интенсивно наполнялась самыми разнообразными онлайн-магазинами и витринами торговых точек. Это хорошо видно и по данным Rambler"s Top100.

Переломным моментом стало начало года, когда практически исчез разрыв между первопроходцами онлайновой рекламы - интернет-услугами (8%) - и традиционными товарами и услугами (7%), только открывающими для себя сеть. Благодаря тому что многие компании закрывают после Нового года календарный годовой бюджет, в январе резко активизировалась реклама "офисных" товаров и услуг.

За последние полгода реструктуризация мелких и средних бюджетов, выделенных на онлайновую рекламу, стала очевидной. Традиционные для интернет-индустрии продукты и сервисы продолжают рекламироваться, однако увеличение их доли в совокупном бюджете замедлилось. Аналогичная ситуация наблюдается в области мобильной связи, сбрасывающей темпы развития, - в этом секторе чрезвычайно плотная конкуренция, и новые участники не спешат приходить на тесный рынок с уже понятной емкостью.

Наибольший подъем испытывают сегменты рынка, связанные с туризмом, строительством, образованием, офисной и бытовой техникой, которая является бесспорным лидером по наплыву новых участников. Рейтинг последней вырос за январь на 57%. Наиболее же крупным куском рекламного пирога стали самые различные услуги и сервисы - от подбора контактных линз до доставки пиццы и авиабилетов, - которые составляют почти 10% от общего числа рекламодателей. Заказ таких услуг через интернет несложно организовать, и конкуренция среди них ниже, чем в торговле. Если практически любой популярный товар рекламируют не менее 5 конкурентов, а зачастую значительно больше, то услугу обычно продвигают порядка 3 рекламодателей.

Рынок услуг в сети пока достаточно разрежен и охотно принимает новых участников. Однако уже сейчас он опередил по активности те виды бизнеса, для которых интернет - это родная рекламная среда. Думается, что освоение небольшим бизнесом рекламных возможностей интернета будет продолжаться прежними темпами, и рынок онлайн-рекламы в ближайшие год-два будет расширяться во многом за счет именно таких рекламодателей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1286
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
819
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
583
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
815

Другие новости