Рост суточной аудитории русскоязычного интернета в категории 'СМИ/Периодика'. Источник: Rambler
Русскоязычный интернет не остался равнодушным к военной кампании США и Великобритании в Ираке. С первого дня войны суточная аудитория сайтов категории "СМИ/Периодика" рейтинга Rambler's Top100 выросла на 35% и превысила 1 млн. человек. В последний раз такая посещаемость наблюдалась в октябре прошлого года, в дни захвата заложников в Москве.
Увеличилась и активность посетителей - вместо обычных 8 страниц они просматривали почти 12. В результате суммарный трафик категории "СМИ/Периодика" вырос на 70%. Даже сейчас, спустя десять дней после начала военных действий, суточная аудитория сайтов СМИ остается больше обычной (на 20%), а активность читателей почти так же высока, как в момент начала военных действий.
Октябрьского рекорда РосБизнесКонсалтинга, собравшего почти 400 тыс. человек за одни сутки 24 октября 2002 г., не удалось превзойти ни одному онлайновому СМИ. Аудитория четырех лидирующих сайтов категории СМИ сейчас превышает 100 тыс. человек в день. Имеются в виду РБК, Лента.Ру, Газета.Ру и Дни.Ру. В шестерку лидирующих ресурсов вошел и Ирак.Ру - совместный проект Первого канала и Дней.Ру. Заметим, что ранее наиболее успешные спецпроекты были приурочены к спортивным соревнованиям: зимней Олимпиаде-2002 и чемпионату мира по футболу. По посещаемости военный спецпроект обгоняет их почти вдвое. Разумеется, за прошедшее время вырос и рунет в целом, однако успех Ирака.Ру связан скорее с важностью происходящих событий и интересом к их последствиям.
Телевидение наступает
Параллельно с военными действиями в Ираке в рунете началось незаметное, но чем-то похожее на американскую военную операцию наступление телевизионных проектов на интернет-аудиторию. Совокупная суточная аудитория сайтов телеканалов возросла на 75% и приблизилась к 200 тыс. человек в сутки (194 тыс.), в результате общий трафик увеличился на 80%. Суточная аудитория лидеров - сайтов Первого канала и программы "Вести" - в эти дни превышает 50 тыс. человек, что в несколько раз больше, чем наивысший рейтинг телевизионных сайтов в прошлом.
Таким образом, в очередной раз подтвердилась известная аксиома, которую уже окрестили "эффектом Рамблера": в дни катастроф аудитория лидеров растет быстрее, чем аудитория категории в целом. Так, в сентябре 2001 г. суммарный трафик крупнейших информационных сайтов рунета возрос почти в 3 раза по сравнению с предшествовавшей неделей. В то же время трафик остальных сайтов категории "СМИ/Периодика" повысился только в 1,6 раза. Подобная картина наблюдается сегодня и у сайтов телеканалов - лидерам удается реализовать преимущества, которые обеспечивают сильный брэнд, обильная реклама и оперативность в подаче материала.
Оживление ранее достаточно вялых телевизионных сайтов началось летом 2002 г., когда главным событием на рынке онлайновых СМИ стал переход интернет-проектов ФЭП к ВГТРК. Не остался в стороне от перемен и Первый канал. Собственно, он в течение всего 2002 г. был одним из самых активных телеканалов в сети. При этом, создавая сайты популярных шоу "Последний герой" и "Фабрика звезд", Первый привлекал в качестве партнеров Яндекс и Россию Онлайн.
Правда, суммарный трафик телевизионных сайтов пока не превышает 1,5% от общего трафика рунета, в то время как интернет-СМИ дают 20% всего трафика. Однако лидирующие телесайты Первого канала и ВГТРК уступают крупнейшим сетевым СМИ всего в два раза. Основной передел аудитории и трафика - пока впереди.
Заложники важней Ирака
Рассматривая интервалы между пиками трафика на протяжении последних трех лет, можно было обнаружить своеобразную "периодичность": главнейшие информационные события следовали друг за другом почти регулярно, образуя своего рода 13-месячный цикл. Так, 27 августа 2000 г. пожар на Останкинской башне сделал интернет одним из немногих доступных источников оперативной информации. На нашем графике это событие отображает крайний левый пик охвата аудитории СМИ рунета. Следующий мощный пик соответствует терактам 11 сентября 2001 г. в США и последовавшей за ними войне в Афганистане. Третий пик, у правого края графика, связан с захватом в заложники зрителей "Норд-Оста" в октябре 2002 г. И наконец, четвертый подъем трафика ожидается в ноябре-декабре этого года, в период выборов в Государственную Думу РФ. Война в Ираке на первый взгляд прервала эту почти точную периодичность событий.
Однако было бы преждевременным ставить окончательный диагноз по влиянию военных действий на российский интернет. Война еще не кончилась. Возможно, самое интересное еще впереди. Пока же можно предположить, что "иракская" информационная волна по своим масштабам не превзойдет осеннюю - периода "Норд-Оста". Однако подобное совпадение, отчетливо различимое на графике, как ни странно, продемонстрирует, что иракская война не так уж сильно волнует российских пользователей сети. Ведь общая суточная аудитория рунета в марте выросла по сравнению с октябрем почти на четверть. Значит, если бы ближневосточный конфликт волновал россиян так же, как трагедия с заложниками в Москве, кривая аудитории интернет-СМИ забралась бы куда выше.
test >