Стратегический проект крупного игрока: Internet.ru
Ежедневный электронный журнал Internet.ru, посвященный инновационному бизнесу, высоким технологиям, интернет-бизнесу и телекоммуникациям, на данный момент является одним из старейших изданий рунета. Первый выпуск журнала датируется 17 ноября 1999 г. С тех пор издание пережило несколько кризисов и смену редакции. Однако кредо издателей остается неизменным: по словам нынешнего главного редактора Андрея Вакуленко, наиболее динамично развивающийся бизнес связан не с продажей сырья, заводами и фабриками, а с тем, что принято относить к нематериальным активам, - знаниями, технологиями, креативом, брэндами, лояльностью покупателей и т.д.
"Многие фундаментальные вещи меняются на наших глазах, - говорит Андрей Вакуленко. - Вот, например, Линус Торвальдс считает, что "хакерская этика" постепенно вытесняет протестантскую этику, на которой до последнего времени покоились основы капитализма. Мы хотим, чтобы наши читатели были готовы к этим изменениям, обсуждали их и строили свой бизнес исходя из того, каким будет завтрашний мир".
Издателем Интернет.ру является группа компаний A.Partners, а маркетинговую поддержку оказывает один из крупных игроков рынка - почтовый портал Mail.ru. В редакции работают 5 человек. У журнала более 20 постоянных авторов и постоянная поддержка от наших коллег - редакции журнала "Смысл". Посещаемость Интернет.ру колеблется от 2 до 3 тыс. в будние дни.
Интересно, что никакой оплаченной рекламы на сайте нет. Интернет.ру, по сути, является рекламной площадкой Mail.ru. По словам Вакуленко, сама идея, что подобный сайт будет жить за счет рекламы, выглядит смешно. Впрочем, главная трудность издания не финансовая - катастрофически не хватает журналистов, которые готовы тратить время на то, чтобы докопаться до сути, и при этом "пишут нормальным языком".
"Мы никогда не собирались зарабатывать на этом проекте, - заявляет Андрей Вакуленко. - Задача - продвигать нашу точку зрения на завтрашний день бизнеса, формировать вокруг Интернет.ру экспертное сообщество из людей, с которыми нам интересно спорить, мнение которых интересно обсуждать. В конечном итоге это приносит прибыль, поскольку компетенция и понимание смысла происходящего - это основной фактор для конкуренции".
One man show: Вебпланета
Интернет-издание "Вебпланета" освещает жизнь рунета с декабря 2001 г. У ресурса нет учредителей в лице известных сетевых деятелей, компаний и холдингов. Руководитель и издатель проекта Денис Крючков одновременно пишет и редактирует материалы, ищет рекламодателей, а также целиком определяет политику издания.
Кроме него в редакции "Вебпланеты" работают еще три человека, двое из которых проживают на Украине. Миссия издания - объективная подача информации. Ранее Денис Крючков работал креативным директором в редакции ежедневного онлайн-издания Dni.Ru. Тогда ему и пришла в голову идея попробовать силы в интернет-журналистике. Так после ухода Дениса Крючкова из "Дней" в декабре 2001 г. открылась "Вебпланета". Плана действий у бывшего директора не было, только собственное понимание того, что интересно простому читателю. Сейчас приоритетное направление - тематика hi-tech, к этой области наблюдается повышенный интерес со стороны российских пользователей.
"Аудитория СМИ, пишущих об интернете, очень мала, - признается Денис. - За все время существования издания рекламу в нем разместило только одно рекламное интернет-агентство, хотя все участники рекламного рынка читают "Вебпланету" по несколько раз в день. Официальная позиция - у вас маленькая посещаемость". Ядро аудитории издания составляет 1500 человек, ежедневно страницу "Вебпланеты" посещают около 2000 пользователей.
Между тем летом проект вышел на самоокупаемость. Все "лишние" средства идут на развитие проекта, например на гонорары сторонним авторам, которые публикуются в специальном авторском разделе. Особой гордостью в статье доходов является имиджевая реклама онлайновых компаний, которая в российском сегменте сети впервые появилась именно на "Вебпланете".
"Осенью у меня было два пути развития - можно было продать часть издания, нанять очень много редакторов и выйти на другой уровень. Но я предпочел сам всего добиться. Тише едешь - дальше будешь", - говорит Денис.
Региональная редакция: Runet.ru
Весной 2002 г., после закрытия легендарного Нетоскопа (www.netoscope.ru), на рынке рунета возникли сразу два электронных издания, посвященные сетевой тематике, - Weblook.ru и Runet.ru. И тот и другой, что любопытно, принадлежали Content Investments LTD - компании, руководителем которой является известный в IT-индустрии человек, Олег Покровский, владеющий также хостинг-провайдером Хайвей.ру и несколькими интернет-проектами, включая РИКН.
По словам Покровского, причиной открытия проектов стала невозможность достижения договоренности о покупке Нетоскопа у прежних владельцев (Антон Носик и Аркадий Волож). Оба новых издания выбрали схожую стратегию развития и имели примерно одинаковую посещаемость, хотя один из них делался продюсерской группой GooDoo Media, а другой - журналистом из Брянска Никитой Шерманом. Через несколько месяцев было принято решение объединить проекты в домене Runet.ru под руководством Шермана, ранее занимавшего должность главного редактора в Днях.ру и Weblook"e.
Runet.ru пишет о любых событиях, тем или иным образом касающихся Всемирной паутины. В раздел "главных новостей" попадают тексты, которые влияют на весь российский интернет-рынок или большую его часть, либо события, получающие широкий общественный резонанс. Ежедневно издание читают около 2,5-3 тыс. пользователей.
По словам Никиты Шермана, "проект зарабатывает", а потому на ресурсе никогда не появится "черного пиара", пресс-релизов в чистом виде и, пожалуй, "джинсы" (коммерческой информации под видом новостей). Интерес к изданию в первую очередь проявляют компании, заинтересованные именно в специализированной индустриальной аудитории: хостинг, телекоммуникации, IP-телефония, бытовая техника, мобильные телефоны и т.д.
Одной из особенностей Runet.ru является географическое распределение работы. Первыми такую схему испробовали Дни.ру (Нетоскоп был "чисто" питерским изданием). В результате расходы на редакцию были изрядно сокращены. Никита Шерман и по сей день живет в Брянске, однако это ему не мешает: ведь все, что есть в сети, находится одновременно и в Брянске, и в Никарагуа.
Стремление максимально снизить издержки делает похожим модели Runet.ru и Вебпланеты, однако проект Дениса Крючкова в чистом виде "авторский", тогда как для Runet.ru характерна определенная технологичность в работе редакции. "Похожесть" же моделей Вебпланеты и Runet.ru объясняется скорее всего тем, что в этих индустриальных изданиях с ограниченными возможностями привлечения рекламы изначально была поставлена - и выполнена - задача снижения издержек.
Сегодня, анализируя интернет-издания, мы больше внимания уделяем крупным игрокам - Лента.ру, Газета.ру и т.д. Но с точки зрения реально происходящих в сети процессов, возможно, следует обращать куда больше внимания на проекты поменьше. Каждый из них может претендовать лишь на незначительную долю рынка, однако таких проектов уже тысячи, а будут - десятки тысяч. Потому что в отличие от флагмана индустрии запустить такой проект может каждый.