Иногда кажется, что сегодня - время быстрых мифов и стремительных ритуалов. Миф отражается от яркой вспышки чьей-то реальности, проносится по оптическому волокну и медному проводу, незаметно мерцает на мониторах, провоцирует приросшую к ним общественность на виртуальные, а потому особенно легко разгорающиеся битвы, перерастающие в привычную скуку, блуждание взора по периферии, выхватывание из нее, казалось бы, новых предметов и рождение из них новых мифов - и опять сеча.
Только позавчера Лев Пирогов со товарищи двигали по рунету такой свежий постинтеллектуализм, желая вдвинуть его на место неожиданно осиротившего всех, кроме особенно инертных личностей, постмодернизма. Вчера вслед за Дмитрием Ольшанским каждый считал своим долгом решить, либерал он или консерватор. А уже сегодня никто не вспоминает этих слов: все заняты сакральной борьбой Космоса против Репы. Верхом на Золотой Репе восседают все те же Пирогов (http://livejournal.com/~levpir) и компания, Космос более или менее пытаются олицетворять Михаил Вербицкий (http://livejournal.com/~tiphareth) и Иван Поликаров (http://livejournal.com/~nekto), каждый, правда, по-своему.
Космос лагеря Вербицкого - болезненная псевдоэротическая конструкция из черной резины с зеркальными звездочками, которые двигают по слишком натянутому и местами рвущемуся небосклону не то комиссары в пыльных шлемах с лазурными свастиками, не то нимфеточного вида рисованные феи-японки с набухшими половыми губами во весь экран.
Космос Поликарова, на мой взгляд, более привлекателен и похож на старую добрую советскую социально-научную фантастику, где "Звезда КЭЦ", фигура атлета с моделью атома и все, чему положено бороздить, бороздит все, что ему положено.
Обе картинки более или менее на любителя, но обе именно слишком картинки, слишком ощущается их идеальность, поглазел минутку и поковылял дальше - репу полоть.
Пироговская Репа - тоже картинка, но это картинка реальности, насущной необходимости в поте лица и теперь же зарабатывать свой хлеб, свой интернет, свое жилье, воспитывать детей, давать им образование, пытаться решить проблемы личности и современности, незаметно переходящие в проблемы цивилизации и эпохи. То есть Репа - это тоже Космос, но Космос в смысле щита Ахилла, а не в смысле "Вавилон-5" или "Советская Джамахирия".
Собственно, образ битвы Репы и Космоса, так зацепивший в последние дни русскоязычную интернет-общественность своей иконической новизной, - это только новые "мурти" старого, как не знаю что, противоречия.
Мара и Будда.
Лукавый и Иисус.
Ленин и дети.
Фишка в том, чтобы не покупаться на туфту и трезво оценивать обстановку.
Когда-то давно на телевидении появилась странная передача. Чем-то напоминала она почивший уже, кажется, "Пресс-клуб", а теперь ее чем-то напоминает убогая "Культурная революция".
Проходила передача следующим образом: в студию приглашался один более-менее известный персонаж, а группа очень странных молодых людей задавала ему вопросы. Об этих молодых людях отдельно. Для характеристики большинства из них более всего, мне кажется, подходит реплика, вложенная небезызвестным ст. о/у Гоблином (http://www.oper.ru) в уста одного из персонажей компьютерной игры "Горький-18": "Да что же это такое? Такой организм в принципе не может существовать!" Называлась передача почему-то "Акулы пера". Все время хотелось добавить к этому названию: "Карликовые декоративные. Не пугать!" Все их говорение было настолько пусто и ни о чем, что, наблюдая эту загадочную форму жизни и догадываясь, что именно этой пустой болтовней они и живут, я часто думал о полезности стажировки таких акул в болотцах каких-нибудь провинциальных газет - на провинциальном материале, с жильем в провинции же и на соответствующую провинциальную зарплату... Так и лезла в голову щедринская сказка о двух генералах на необитаемом острове.
Многие популярные персонажи нынешнего рунета напоминают мне этих декоративных "акул". Те из них, чьи извилины не залеплены по самое не хочу "клубной жизнью", "шоу-бизнесом" и внутренними процессами "СМИ", принимаемыми ошибочно за общественные, (большая часть населения страны, например, просто не заметила кончины ТВ-6 и метаморфоз НТВ), занимают себя говорением о "педерастах" и "жыдах", "консерватизме" и "либерализме". И это занятие на самом деле вовсе не связано с мифическим "еврейским вопросом" или чьими-то реальными сексуальными и политическими интересами. Так, пустолайство, привычка произносить и писать несколько слов в определенном порядке. Телесного смысла за этими однообразными мегабайтами нет и не может быть. Последний выдох господина Пеже, пустая оболочка, нарисованный Космос. Или, если использовать иную терминологию, интеллигентская попса.
Всю эту праздную риторику вполне можно считать суевериями нашего времени, так как, увлекая словами, она так же, как и примитивные магические воззрения глупых и древних, стирает границу между реальным и нереальным, жизнью и нежизнью.
И поскольку насильно ознакомить "космонавтов" (а заодно и тех, кто исключительно словесной игры ради успел провозгласить себя "репоедами") с "репой", то есть с реальной действительностью, не представляется возможным, остается ограничиться рекомендацией: не надо становиться рабами риторики и тупо множить по всему рунету понравившиеся звучанием или построением фразы. За фразой полезно видеть продуктивную мысль с интенцией на приложение ее к жизни. Если свежий образ "Репы" кому-то поможет это понять - замечательно. Если его окажется мало, можно попробовать, например, почитать лекцию академика Павлова (того самого) "О русском уме" (http://vivosvoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/RUSSPAV.HTM) или просто внимательно посмотреть вокруг и подумать.