Доступ в подполье Олега Куваева закрыт.Надолго ли?
Герои сериалов обычно рано или поздно впадают в кому. При этом, однако, не всегда дело заканчивается прекращением сериала. Похоже, что именно так развиваются события вокруг звезды рунета Масяни. В течение последних двух недель многомиллионная армия ее поклонников следила за развитием скандала, разыгравшегося вокруг ООО "Масяня" - юридического лица "безбашенной" питерской девчонки. Публично выдвинув обвинения против продюсера проекта Григория Зорина, Олег Куваев официально объявил о закрытии проекта Mult.ru (после чего был лишен доступа на сервер, его воззвание стерли). В ответ художник открыл "Личный сайт г-на Хрюнделя" по адресу hrundel.ru, на котором начал выкладывать новые мультфильмы и публиковать "многотомную историю" Масяни. Впрочем, не спешите на этот сайт. Сегодня www.hrundel.ru - черный квадрат с обещанием вернуться... предположительно 1 марта. При этом непонятно: кто вернется, откуда и, главное, куда?
Масяне не удалось продержаться всего каких-то 18 дней до годовщины своего триумфа. Появившись осенью 2001 года как некоммерческий проект питерского художника Олега Куваева, Масяня стала открытием года на "Рамблере" и собрала в общей сложности пять призов Национальной интернет-премии: "Сетевое искусство", "Открытие года", "Приз прессы", "Веб Выбирает Вас!" и, наконец, "Гран-при Российской академии интернета".
4 сентября 2002 года Масяня появилась на большом экране. Контракт ООО "Масяня" с телекомпанией НТВ предусматривал исключительные права НТВ на премьерную передачу в эфир и по кабельным каналам мультфильмов вплоть до марта 2005 года. С этого дня и каждое воскресенье Масяня появлялась на НТВ, став частью стиля программы "Намедни".
Контракт с НТВ стал первым и, возможно, единственным по-настоящему крупным успехом ООО "Масяня", которому принадлежат авторские права на коммерческое использование образа героини мультфильмов на ближайшие три года. А сам создатель главной "звезды рунета" владеет лишь 50% предприятия. Другой половиной владеет реально управляющий компанией Григорий Зорин, который до сих пор считает, что "все будет нормально, когда Куваев выйдет из своего нынешнего состояния" и Масяня возродится. Упреки Куваева в невыполнении финансовых обязательств компании перед художником Григорий Зорин парирует ответными обвинениями: по вине студии MULT.RU ничего не сделано по заключенному еще в сентябре договору между фирмой "1С" и ООО "Масяня". Как удалось разузнать журналистам, к настоящему моменту ООО "Масяня" имеет договоренности с телекомпанией НТВ о трансляции мультфильмов, с "Экстра Видео" - о выпуске VHS и DVD с записями мультфильмов, с компанией "1С" - о разработке компьютерной игры и выпуске мультимедиа-CD, с издательством "ОЛМА-Пресс" - о выпуске тетрадей, дневников и самоучителей по флэш-анимации с символикой Масяни.
Место в истории можно застолбить и так...
После громкого конфликта вокруг Масяни и еще более громкого - хотя и совершенно никак не связанного с этой историей - ухода Леонида Парфенова с НТВ трудно сказать, какие из этих договоренностей сохранят силу. Однако ясно одно: главный капитал ООО "Масяня", доверие в отношениях между продюсером и художником, утрачен навсегда. Вот как об этом пишет сам художник:
"Авторские права принадлежат им еще на два года, если не запариваться со всякими там судами. Так что на сайте www.mult.ru Куваева больше нет. Вот так печально и нелепо все заканчивается. Хотя почему ж заканчивается? Уйдем в подполье. <┘>
Так происходит отчуждение работы от автора. Буратино в рабстве! Папа Карло переживает за родное дитя! Отныне Буратино пойдет на выборы и будет исправно петь блатные песни... Нос будет подправлен и покрашен в цвета фирмы, спонсирующей окраску... <┘>
И опять на сцену выйдет очередной Карабас-Барабас со своим Дуремаром... появится ООО "Дуремар". Можно уже сейчас столбить www.duremar.com - кстати, хорошая идея... Блин... дуремар.ру уже есть... Ну что ж, хорошо, значит, на следующий раз у них ничего не выйдет... Хотя, может, и в этот".
"Лирический дневник современника", как поэтично выразился Леонид Парфенов, имея в виду Масяню, закончился "лирическим дневником художника". Впрочем, сама история Mult.ru и ООО "Масяня" еще далека от финала. И еще не факт, что следует огорчаться.
Если честно, то Масяня на ТВ не получилась - во всяком случае, не получилась так хорошо, как в интернете. Во-первых, еженедельная "обязаловка". Во-вторых, неизбежный при работе на десятки миллионов телезрителей внутренний цензор. Ведь Масяня изначально - в сети - и начиналась как подполье. Больше того, не будет ошибкой признать, что ее контркультурность и сделала мультфильмы изначально притягательными.
Может быть, для создателя королевы рунета подполье станет возвращением к себе, к творческой свободе, независимости, когда Масяня гуляет, смеется или впадает в депрессию, потому что ей так захотелось, а не "согласно условиям контракта".