То, что отечественный интернет продолжает расти, ни для кого не секрет. По данным Rambler"s Top100, месячный охват российской аудитории рунета в январе 2003 г. вплотную приблизился к рубежу в 7 млн. человек в месяц, что совпадает с нашими прогнозами, высказанными ранее на страницах "НГ". Поэтому сегодня для нас гораздо интереснее вопрос о том, за счет чего растет рунет в первую очередь: за счет каких сайтов, какой аудитории? Как обнаружить точки роста?
Как грибы после дождя, растут сайты из таких категорий Top100, как "Классификаторы", "Сервисы", "Игры", "Cвязь" и "Mp3", "Спорт" и "Образование". Например, за последний год средняя суточная аудитория Mail.Ru, по данным Top100, выросла на 133 тыс. человек, аудитория сайта Mult.Ru - на 25 тыс. человек. Именно по этому показателю роста мы и проранжируем сайты. Суточная аудитория всего рунета за год выросла на 700-800 тысяч человек - правда, здесь мы говорим о полной аудитории, без разбивки на российскую и зарубежную.
Наш новый рейтинг сайтов (табл. 1), лидирующих по приросту аудитории, довольно похож на Big20, то есть "большую двадцатку" рунета. "Большая двадцатка" фиксирует его текущее состояние, акцентируя внимание на крупнейших ресурсах с уникальной аудиторией, в то время как новый рейтинг показывает тенденции изменения этого состояния. Здесь тоже соревнуются "тяжеловесы". Однако это не столько "динозавры", сколько "восходящие звезды", то есть те ресурсы, аудитория которых выросла за последний год. Чтобы вывести самого арбитра из соревнования и избежать упреков в подсуживании, исключим из рейтинга собственные ресурсы Рамблера. Как и в рейтинге Тоp100, вынесем ресурсы Рамблера в отдельную категорию, указав для ясности, какие места в общем рейтинге они бы заняли, если бы они шли "в общем зачете" (табл. 2).
Таблица 1
Сайты рунета, лидирующие по приросту аудитории
Рейтинг |
Прирост суточной аудитории |
Название |
URL |
1 | MAIL.RU: каталог, поиск, бесплатная почта | http://mail.ru | 132581 |
2 | MULT.RU (Масяня) | http://mult.ru/index.php | 25560 |
3 | 7WOLF.NET (игры) | http://www.7wolf.net | 21006 |
4 | GISMETEO.RU (прогноз погоды) | http://www.gismeteo.ru/weather/towns.htm | 20348 |
5 | ИЗВЕСТИЯ | http://www.izvestia.ru | 17696 |
6 | HotBOX.ru (почта) | http://www.hotbox.ru | 14843 |
7 | СОВЕТСКИЙ СПОРТ | http://www.sovsport.ru | 14275 |
8 | ДНИ.РУ | http://www.dni.ru | 12233 |
9 | БАНК РЕФЕРАТОВ | http://www.bankreferatov.ru | 9724 |
10 | YTPO | http://www.utro.ru | 9661 |
11 | МК | http://www.mk.ru | 8617 |
12 | РЕФЕРАТЫ | http://www.allbest.ru/union | 8284 |
13 | Открытки@mail.ru | http://cards.mail.ru | 7888 |
14 | СПОРТ-ЭКСПРЕСС | http://www.sport-express.ru | 7457 |
15 | KMNEWS.RU | http://www.km.ru/news | 6413 |
16 | Купля-продажа авто на AUTO.RU | http://www.cars.auto.ru | 6004 |
17 | РБК | http://www.rbc.ru/index.shtml | 5901 |
18 | РОЛ: доступ в интернет | http://services.rol.ru/rus/index.htm | 5881 |
19 | РОЛ Referat.ru | http://referat.rol.ru | 5148 |
20 | ФАРГУС: переводы хитовых игр | http://www.fargus.com | 4628 |
Таблица 2
Лидеры роста среди ресурсов Рамблера
Рейтинг прироста |
Проект |
Прирост суточной аудитории |
Виртуальная позиция в общем рейтинге |
1 | Рамблер-поиск | 135880 | 1 |
2 | Рамблер-Гороскопы | 11888 | 10 |
3 | Погода на Рамблере | 8973 | 13 |
4 | Виртуальные открытки | 6095 | 19 |
5 | Рамблер-Медиа | 5236 | 20 |
Преимущество нового рейтинга состоит в его простоте. Перепроверить его или составить новый для следующего месяца может каждый, кто запасется терпением, поскольку все необходимые данные находятся в открытом доступе. Исключение составляют только сайты с закрытой статистикой, которых, впрочем, среди январских лидеров роста не оказалось.
Все сайты, которые попали в рейтинг лидеров роста, участвовали в Top100 не менее года и двух месяцев, поэтому эффект смены счетчика исключается. Разумеется, рейтинг не всеобъемлющ. Прежде всего мы не имеем технической возможности включить в него те сайты, которые не участвуют в Rambler"s Top100 (в частности, ресурсы Яндекса), поскольку измерения должны быть сделаны одним инструментом, иначе их невозможно сравнивать. Подчеркнем, что цель нашего нового рейтинга - не новый список крупнейших проектов, которые уже на виду, а оценка потенциала возможных новых игроков, анализ тенденций развития интернета и изменений предпочтений аудитории.
Оказывается, что среди лидеров роста нет крупнейших развлекательных сайтов. Ни Anekdot.ru, ни Omen.Ru сегодня не лидируют по темпам прироста аудитории. Из развлекательных сайтов только Mult.Ru рос с рекордной скоростью - впрочем, рост замедлился уже весной, а осенью практически прекратился.
Бросается в глаза отсутствие в двадцатке роста ветеранов сетевых СМИ - Газеты.Ру и Ленты.Ру - и наличие сайтов Утро.Ру, Дни.Ру, а также интернет-версий "Известий" и МК. Это значит, что передел рынка СМИ в сети продолжается. "Второй эшелон" рунета, а также сайты традиционных газет постепенно нагоняют пионеров интернет-рынка. Возможно, вскоре им предстоит соревнование на равных. В категории "Спорт" сайты традиционных газет "Спорт-Экспресс" и "Советский спорт" уже лидируют как по посещаемости, так и по скорости роста аудитории.
В двадцатку роста входит провайдер Россия-Онлайн (РОЛ), ресурсы которого фигурируют и в "большой двадцатке". Обнаруживается и сравнительно новый сайт, посвященный компьютерным играм, 7wolf.net, а также крупный сайт рефератов Allbest.ru/union. Следует, однако, заметить, что в эпоху компьютеризации школ и институтов сайты игр и рефератов растут, оставаясь, впрочем, совершенно взаимозаменяемыми. Прогнозировать будущее каждого из них - неблагодарная задача.
Впрочем, уже сегодня можно утверждать, что среди фаворитов 2003 г. в интернете будут сайты, посвященные компьютерным играм. Рост популярности онлайновых игр в 2002 г. у пользователей сети отмечен во всем мире. Каждый месяц с помощью компьютеров или игровых приставок в интернете играют около 30 млн. американцев. Возможно, за этим они в первую очередь и ходят в сеть. Предполагается, что к 2008 г. играть в онлайне будет приблизительно столько же китайцев. У такой популярности игр две главные причины. Во-первых, это распространение широкополосного доступа к интернету (ADSL или выделенный канал) - как в частных квартирах, так и в интернет-кафе. Во-вторых, наличие игровых консолей. По данным Nielsen/NetRatings, каждый день прошлогодней весны проекты порталов MSN и Yahoo! посещали 7,2 и 6,2 млн. человек соответственно.
Как сообщает 3DnewsRu, общий оборот рынка онлайновых игр в 2001 г. составил 196 млн. долл., а в течение ближайших 5 лет, по прогнозу Jupiter Research, может вырасти до 1,4 млрд. долл. (общий объем рынка компьютерных игр сегодня оценивается в 10 млрд. долл.). Похоже, что платная подписка на компьютерные игры становится также лидером среди всех сервисов по предоставлению платного контента через интернет. Любопытно, что популярность игр сама по себе также является мощным стимулом "ускорения" интернета, т.е. роста числа широкополосных подключений.
Впрочем, революции в интернете не предвидится: по скорости роста аудитории крупные порталы (Рамблер, Яндекс, Мейл.ру) сохраняют за собой первые места. Мы уже успели привыкнуть к такому положению вещей и перестали задаваться вопросом о том, почему это происходит. Возможно, напрасно, потому что сохранение лидерства порталов свидетельствует не только о высокой востребованности предоставляемых ими базовых услуг по корреспонденции, поиску и навигации в сети, но также о сохраняющейся тенденции "перетока" новых пользователей, для которых эти сайты чаще всего являются одинокими маяками в хаосе интернета - новой коммуникационной среды, к которой им еще только предстоит подобрать ключ.