RIAA предупреждает: нарушая право собственности, вы загружаете в свой компьютер коммунизм!
Следить за музыкальным трафиком в сети - занятие хлопотное и бесперспективное. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) устала от затянувшейся войны с пиратами, распространяющими музыку в интернете бесплатно. "Мы были бы счастливы хоть сколько-нибудь контролировать процесс копирования, но пока мы слишком далеки от этого", - заявил в прошлом месяце президент самой крупной в мире "антипиратской" организации Кэри Шерман в интервью BBC News Online, развеивая миф о собственном всемогуществе.
Генеральный директор RIAA Хилари Розен пытается переосмыслить деятельность ассоциации: "Первостепенной задачей наших попыток обуздать нелегальный музыкальный трафик было создание среды, в которой могли бы добиться успеха легальные сервисы". Оказывается, ранее целью RIAA вовсе не являлось полное истребление музыкального пиратства либо нелегальных файлообменных сетей. Закрытие таких скандально известных служб, как Napster и Audiogalaxy, бесконечные судебные процессы, технологии слежения и борьбы с хакерами - все это небольшая помощь для музыкальной индустрии, которая переживает "критический период".
По оптимистическим заявлениям г-жи Розен, рост онлайнового рынка музыки, наблюдаемый в США, распространяется на весь мир, и совсем скоро музыкальная индустрия обретет надежду, что люди предпочтут законные способы незаконным. Однако у постоянных потребителей музыки подобные заверения вызывают ухмылку: Хилари Розен, генеральный директор и председатель Американской ассоциации звукозаписывающих компаний, намерена оставить свой пост в конце текущего года. Она уходит по "семейным" причинам, дабы уделять больше времени своим маленьким детям. Она возглавила организацию в 1998 г., и именно на время ее работы пришелся один из наиболее трудных для RIAA периодов. А если честнее - самый трудный.
Поначалу RIAA одержала ряд громких побед, последней из которых стало досудебное разрешение конфликта с Audiogalaxy.com. Тогда руководство Audiogalaxy выплатило правообладателям существенную денежную сумму, а сама пиринговая сеть с многомиллионной аудиторией превратилась в платную музыкальную службу Rhapsody. Но после этого для ассоциации и начались основные неприятности.
После закрытия портала Audiogalaxy официальный сайт RIAA (www.riaa.org) не взламывал только ленивый. Ведь "Галактика" - только здесь можно было найти редкие, раритетные записи - была любимицей хакеров всего мира. В августе настоящие страницы сайта были заменены поддельными. Все элементы оформления остались без изменений, однако смысл информации, размещенной на сайте хакерами, был прямо противоположен политике RIAA.
С тех пор работа администраторов сайта происходит в нервной и напряженной обстановке. Взломы следуют один за другим, а малейшие ошибки караются скандальными заголовками в новостных лентах, что существенно вредит имиджу организации. В январе этого года благодаря хакерам пользователи уже получали возможность печатать свои пресс-релизы на страницах сайта и читать рекомендации, какими файлообменными службами нужно пользоваться. Судя по почтовому адресу, оставленному на сайте для связи, последними отметились взломщики из России. В список "рекомендованных RIAA" пиринговых сетей они внесли eDonkey и Kazaa.
Давление со стороны хакеров - капля в море по сравнению с теми трудностями, которые возникают у Ассоциации. На месте закрытых пиратских порталов возникают новые. Они постепенно набирают популярность, срастаются с жаждущими славы интернет-провайдерами и нанимают штат высокооплачиваемых адвокатов. В сети по-прежнему достаточно обменных систем, работающих по принципу Napster и AudioGalaxy, но с учетом последней судебной практики. Многие из них практически невозможно обвинить в пиратстве. Не заживают и старые раны. RIAA до сих пор не может окончательно справиться с продолжателями Napster и с неутомимым провайдером Verizon, но в этом году собирается судиться с компанией Sharman Networks, владеющей скандально известной Kazaa.
На сегодняшний день пиринговая сеть Kazaa является, наверное, самой известной и популярной службой в мире. Ее американская аудитория насчитывает свыше 21 млн. пользователей. Представители Sharman требовали от суда отказаться от рассмотрения иска RIAA на том основании, что основные операции эта компания ведет в Австралии, основной сервер находится в Нидерландах, а зарегистрирована она вообще в государстве Вануату, расположенном на одном из тихоокеанских архипелагов. Однако федеральный судья Стивен Уилсон в январе этого года постановил, что иск против Sharman Networks может рассматриваться в американском суде.
Ответ Sharman не заставил себя ждать. Последовал "ход конем": владельцы Kazaa перешли в наступление, и 28 января Sharman Networks подала в федеральный окружной суд Лос-Анджелеса иск, ответчиками по которому выступают члены RIAA и такие крупнейшие киностудии, как Metro-Goldwyn-Mayer Studios, Columbia Pictures, Disney Enterprises, Paramount Pictures, звукозаписывающие лейблы BMG, EMI, Sony, Universal, Warner и др.
В своем иске Sharman обвиняет своих противников в нарушении антимонопольного законодательства и в нечестной конкуренции, сообщает "Компьюлента". Компания указывает на то, что музыкальные лейблы и киностудии пытаются уничтожить Kazaa за нарушение законов о защите авторского права вместо того, чтобы выпускать свою продукцию в защищенном варианте, требующем от пользователей платить за загрузку файлов. Sharman Networks также утверждает, что, требуя закрыть Kazaa, звукозаписывающие и кинокомпании пытаются повысить популярность собственных онлайновых сервисов, в частности, MusicNet и Рressplay.
Некоторые обозреватели уже определили шаг Sharman Networks как "попытку сделать хотя бы один выстрел в безнадежно проигранной пиринговыми сетями информационной войне". Выиграть судебный процесс компании вряд ли удастся. Однако на сторону Kazaa уже встал авторитетный журнал Wired, увидевший в программе потенциально прибыльную онлайновую бизнес-модель, которую пытаются дискредитировать консервативные монополисты. Таким образом, Kazaa в глазах общественности предстает жертвой, а RIAA вновь теряет очки.
Представители Sharman Networks заявляют, что не раз предлагали свои услуги ведущим музыкальным лейблам, а Kazaa изначально задумывалась как пиринговая сеть, занимающаяся легальным распространением музыкальных и видеофайлов. Суть обвинений, предъявляемых "пиратами" звукозаписывающим студиям и кинокомпаниям, состоит в том, что те пытаются "монополизировать индустрию развлечений" и злоупотребляют законом об авторском праве. Надо заметить, что пиратов в США принято почти однозначно осуждать, и потому если к музыкальной индустрии удастся приклеить ярлык "монополии", то ее защитникам тоже придется несладко.