Посещаемость категории 'Товары и услуги' и среднего сайта этой категории.
Предрождественский и предновогодний шопинг - время подъема продаж как в обычных, так и в электронных магазинах. В декабре 2002 г. общий объем праздничной онлайновой торговли на Западе превысил 13 млрд. долл. А это около трети всего объема торговли в сети за прошлый год. Самые популярные в это время в западном интернете товары - книги, одежда и игрушки.
Тенденцию к росту предновогодних продаж можно проиллюстрировать на примере категории "Товары и услуги", замыкающей двадцатку самых популярных категорий рунета (мы используем классификацию категорий рейтинга Rambler"s Top 100). Рост посещаемости определяется двумя факторами: ростом среднего сайта категории и ростом числа игроков. Как видно из графика, развитие сектора связано в первую очередь с посещаемостью магазинов. Пики посещаемости наблюдаются в декабре и в марте (последнее, конечно, вызвано Женским днем). Отдыхает же электронная коммерция летом. Похожим образом ведут себя "Компьютеры", "Электронная коммерция", "Связь" и вообще большинство категорий, где что-либо продается и покупается, за исключением туристических путевок, где главный подъем активности приходится, разумеется, на лето.
Заметим, что еще контрастнее выглядит рост праздничных запросов, который наблюдается на поисковых системах. В отличие от магазинов, где присутствует широкий ассортимент товаров, необходимых в разное время года, поисковые запросы строже привязаны к определенным датам. В декабре число таких запросов, как "подарки", "новогодний", "ель", "елка", возрастает в 5 раз. Быстрее всего растут самые общие запросы ("Новый год", "новогодний", "подарки"), а более конкретные ("игрушки", "открытки", "украшения") - значительно медленнее. Это явление отражает общую для пользователей тенденцию начинать с самых общих и простых вопросов.
Мы построили специальный рейтинг -рейтинг "коммерциализации" категорий рунета. Этот параметр указан в третьей колонке таблицы и показывает количество сайтов каждой категории рунета, которые зарегистрированы в Rambler"s TopShop. TopShop - это проект интернет-холдинга Rambler, где разместили информацию о своих товарах три тысячи российских онлайновых магазинов. Можно считать, что его статистика отражает интерес пользователей рунета к различным отраслям электронной коммерции.
Десять наиболее "коммерческих" категорий рунета и аутсайдеры
Рейтинг "коммерциализации" рунета |
Категория |
"Коммерциализация" |
1 |
Электронная коммерция |
122 |
2 |
Товары и услуги |
93 |
3 |
Связь |
48 |
4 |
Строительство |
42 |
5 |
Компьютеры |
40 |
6 |
Провайдеры |
40 |
7 |
Путешествия |
38 |
8 |
Авто и мото |
38 |
9 |
Дизайн |
24 |
10 |
Техника |
20 |
┘ |
┘ |
┘ |
48 |
Банки |
1 |
49 |
Экспертиза |
1 |
50 |
Города и регионы |
1 |
51 |
Наука |
1 |
52 |
Администрации |
1 |
53 |
Политика |
1 |
54 |
СМИ и периодика |
1 |
55 |
Юмор |
0 |
56 |
Классификаторы |
0 |
57 |
Работа |
0 |
Разумеется, не все онлайновые магазины зарегистрированы в TopShop, и все-таки их там более 3 тыс. Почти 800 из них участвуют в рейтинге Top100. Так что выборка получилась вполне представительная.
Оказывается, что большая доля магазинов характерна для секторов с высокой долей москвичей (коэффициенты корреляции составляют 39 и 40% соответственно). Это неудивительно: москвичи в настоящее время - основные покупатели онлайновых магазинов. По данным на декабрь 2002 г., в Москве базируется 70% всех участников рейтинга TopShop, а Москва и Санкт-Петербург в сумме составляют 80%. В числе региональных лидеров - Екатеринбург (1,1% всех магазинов рунета), Новосибирск (0,9%) и Нижний Новгород (0,7%).
Небольшое число региональных магазинов не означает, что покупки в онлайне недоступны жителям регионов. Дело в том, что московские онлайновые магазины активно расширяются в регионы. Курьерская доставка в десятки и сотни городов - сегодня не редкость. В частности, онлайновый магазин Colibri с помощью партнера - курьерской службы СПСР - доставляет товары в 2600 российских городов и сел. Наконец, существует и почтовая доставка - при всех ее недостатках.
Как и следовало ожидать, первое место в рейтинге "коммерциализации" занимает категория "Электронная коммерция", за ней следуют "Товары и услуги" и "Связь", затем "Строительство" и "Путешествия", а также "Компьютеры" и "Провайдеры" (значительная доля участников последнего раздела торгует в онлайне веб-хостингом).
Поучительную картину составляют и аутсайдеры рейтинга - "Работа" (людьми в онлайне не торгуют!), "CМИ и периодика", "Политика" (зарегистрирован один "магазин", который на деле оказался сайтом чувашского телеканала), "Администрации", "Наука", "Города и регионы", "Классификаторы".
Так что если где-нибудь политические и административные услуги и продаются, то в интернете этот сектор совершенно не развит. Ни на одном веб-сайте вам не удастся положить в "корзину" такую ценную услугу, как "лоббирование". Вам не удастся также обнаружить описания услуг политтехнологов, посмотреть фотографии однофамильца, прочитать отзывы коллег-покупателей и посмотреть, что они покупают еще. Не говоря уже о том, чтобы с хорошей скидкой приобрести "черный пиар" с курьерской доставкой.
Будущее рунета и российской электронной коммерции обсуждалось на декабрьском семинаре Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) "Достижения и провалы рунета в 2002 году". Все эксперты отмечали, что рост аудитории и оборотов рунета продолжается, хотя вокруг конкретных цифр возникли дебаты. Так, по данным Рамблера, российская аудитория рунета выросла на 40%, а число активных сайтов - в среднем на 10%. При этом общий трафик увеличился в 2,5 раза. По данным главного редактора Яндекса Елены Колмановской, число сайтов в рунете удвоилось. (В середине января Ru-Center отметил рост числа регистрируемых доменов "ru" на 66%.) А по данным провайдеров, которые озвучил коммерческий директор МТУ-Интел Хачатур Арушанов, растет число пользователей не только коммутируемого доступа, но и выделенных линий, а также широкополосной связи.
Количество покупателей, приобретающих товары в сети, утроилось. Общий же объем рынка онлайновой коммерции, по оценке вице-президента ИА "Финмаркет" Александра Бурмистрова, составил 180-200 млн. долл. При этом магазины, открытые всего полтора-два месяца назад, могут показывать двух-трехтысячный оборот ежедневно. В 2003 г. ожидается рост рынка электронной коммерции не менее чем в 1,5 раза.
Рынок интернет-рекламы в России сегодня составляет 8-12 млн. долл. По оценкам специалистов, в течение следующего года он удвоится и достигнет 20-28 млн. долл. Если такие темпы сохранятся на протяжении двух лет, то по рекламным оборотам рунет может догнать радио.