0
790
Газета Интернет Интернет-версия

24.01.2003 00:00:00

Деньги паутины не иссякают

Тэги: онлайн, магазин


онлайн, магазин Посещаемость категории 'Товары и услуги' и среднего сайта этой категории.

Предрождественский и предновогодний шопинг - время подъема продаж как в обычных, так и в электронных магазинах. В декабре 2002 г. общий объем праздничной онлайновой торговли на Западе превысил 13 млрд. долл. А это около трети всего объема торговли в сети за прошлый год. Самые популярные в это время в западном интернете товары - книги, одежда и игрушки.

Тенденцию к росту предновогодних продаж можно проиллюстрировать на примере категории "Товары и услуги", замыкающей двадцатку самых популярных категорий рунета (мы используем классификацию категорий рейтинга Rambler"s Top 100). Рост посещаемости определяется двумя факторами: ростом среднего сайта категории и ростом числа игроков. Как видно из графика, развитие сектора связано в первую очередь с посещаемостью магазинов. Пики посещаемости наблюдаются в декабре и в марте (последнее, конечно, вызвано Женским днем). Отдыхает же электронная коммерция летом. Похожим образом ведут себя "Компьютеры", "Электронная коммерция", "Связь" и вообще большинство категорий, где что-либо продается и покупается, за исключением туристических путевок, где главный подъем активности приходится, разумеется, на лето.

Заметим, что еще контрастнее выглядит рост праздничных запросов, который наблюдается на поисковых системах. В отличие от магазинов, где присутствует широкий ассортимент товаров, необходимых в разное время года, поисковые запросы строже привязаны к определенным датам. В декабре число таких запросов, как "подарки", "новогодний", "ель", "елка", возрастает в 5 раз. Быстрее всего растут самые общие запросы ("Новый год", "новогодний", "подарки"), а более конкретные ("игрушки", "открытки", "украшения") - значительно медленнее. Это явление отражает общую для пользователей тенденцию начинать с самых общих и простых вопросов.

Мы построили специальный рейтинг -рейтинг "коммерциализации" категорий рунета. Этот параметр указан в третьей колонке таблицы и показывает количество сайтов каждой категории рунета, которые зарегистрированы в Rambler"s TopShop. TopShop - это проект интернет-холдинга Rambler, где разместили информацию о своих товарах три тысячи российских онлайновых магазинов. Можно считать, что его статистика отражает интерес пользователей рунета к различным отраслям электронной коммерции.

Десять наиболее "коммерческих" категорий рунета и аутсайдеры

Рейтинг "коммерциализации" рунета

Категория

"Коммерциализация"

1

Электронная коммерция

122

2

Товары и услуги

93

3

Связь

48

4

Строительство

42

5

Компьютеры

40

6

Провайдеры

40

7

Путешествия

38

8

Авто и мото

38

9

Дизайн

24

10

Техника

20

48

Банки

1

49

Экспертиза

1

50

Города и регионы

1

51

Наука

1

52

Администрации

1

53

Политика

1

54

СМИ и периодика

1

55

Юмор

0

56

Классификаторы

0

57

Работа

0

Разумеется, не все онлайновые магазины зарегистрированы в TopShop, и все-таки их там более 3 тыс. Почти 800 из них участвуют в рейтинге Top100. Так что выборка получилась вполне представительная.

Оказывается, что большая доля магазинов характерна для секторов с высокой долей москвичей (коэффициенты корреляции составляют 39 и 40% соответственно). Это неудивительно: москвичи в настоящее время - основные покупатели онлайновых магазинов. По данным на декабрь 2002 г., в Москве базируется 70% всех участников рейтинга TopShop, а Москва и Санкт-Петербург в сумме составляют 80%. В числе региональных лидеров - Екатеринбург (1,1% всех магазинов рунета), Новосибирск (0,9%) и Нижний Новгород (0,7%).

Небольшое число региональных магазинов не означает, что покупки в онлайне недоступны жителям регионов. Дело в том, что московские онлайновые магазины активно расширяются в регионы. Курьерская доставка в десятки и сотни городов - сегодня не редкость. В частности, онлайновый магазин Colibri с помощью партнера - курьерской службы СПСР - доставляет товары в 2600 российских городов и сел. Наконец, существует и почтовая доставка - при всех ее недостатках.

Как и следовало ожидать, первое место в рейтинге "коммерциализации" занимает категория "Электронная коммерция", за ней следуют "Товары и услуги" и "Связь", затем "Строительство" и "Путешествия", а также "Компьютеры" и "Провайдеры" (значительная доля участников последнего раздела торгует в онлайне веб-хостингом).

Поучительную картину составляют и аутсайдеры рейтинга - "Работа" (людьми в онлайне не торгуют!), "CМИ и периодика", "Политика" (зарегистрирован один "магазин", который на деле оказался сайтом чувашского телеканала), "Администрации", "Наука", "Города и регионы", "Классификаторы".

Так что если где-нибудь политические и административные услуги и продаются, то в интернете этот сектор совершенно не развит. Ни на одном веб-сайте вам не удастся положить в "корзину" такую ценную услугу, как "лоббирование". Вам не удастся также обнаружить описания услуг политтехнологов, посмотреть фотографии однофамильца, прочитать отзывы коллег-покупателей и посмотреть, что они покупают еще. Не говоря уже о том, чтобы с хорошей скидкой приобрести "черный пиар" с курьерской доставкой.

Будущее рунета и российской электронной коммерции обсуждалось на декабрьском семинаре Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) "Достижения и провалы рунета в 2002 году". Все эксперты отмечали, что рост аудитории и оборотов рунета продолжается, хотя вокруг конкретных цифр возникли дебаты. Так, по данным Рамблера, российская аудитория рунета выросла на 40%, а число активных сайтов - в среднем на 10%. При этом общий трафик увеличился в 2,5 раза. По данным главного редактора Яндекса Елены Колмановской, число сайтов в рунете удвоилось. (В середине января Ru-Center отметил рост числа регистрируемых доменов "ru" на 66%.) А по данным провайдеров, которые озвучил коммерческий директор МТУ-Интел Хачатур Арушанов, растет число пользователей не только коммутируемого доступа, но и выделенных линий, а также широкополосной связи.

Количество покупателей, приобретающих товары в сети, утроилось. Общий же объем рынка онлайновой коммерции, по оценке вице-президента ИА "Финмаркет" Александра Бурмистрова, составил 180-200 млн. долл. При этом магазины, открытые всего полтора-два месяца назад, могут показывать двух-трехтысячный оборот ежедневно. В 2003 г. ожидается рост рынка электронной коммерции не менее чем в 1,5 раза.

Рынок интернет-рекламы в России сегодня составляет 8-12 млн. долл. По оценкам специалистов, в течение следующего года он удвоится и достигнет 20-28 млн. долл. Если такие темпы сохранятся на протяжении двух лет, то по рекламным оборотам рунет может догнать радио.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1756
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1101
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
800
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1082

Другие новости