На временно опустевшем сайте ntv.ru можно найти объявление: "Просим вас обратить внимание на то, что с 17 октября наши новости доступны по адресу www.newsru.com".
Последнее время с ntv.ru шла переадресация на ntvru.com, где жил чрезвычайно популярный информационный сайт, принадлежащий компании New Media Internet LLC, зарегистрированной в Делавэре. В результате соглашения, подписанного 9 июля Владимиром Гусинским с холдингом "Газпром-медиа", доменное имя ntv.ru отходит телекомпании НТВ.
Рейтинг в октябре
# |
Сайт |
URL |
1 |
РТР-Вести.Ru |
http://www.rtr-vesti.ru/ |
2 |
1 канал |
http://www.1tv.ru/ |
3 |
НТВ |
http://www.ntv-tv.ru/ |
4 |
"Последний герой" |
http://hero.rol.ru/ |
5 |
Вести недели |
http://www.vesti7.ru |
6 |
REN TV, "Русское чудо" |
http://www.ren-tv.com/ |
7 |
MY3-ТВ |
http://www.muz-tv.ru/ |
8 |
Новости спутникового телевидения |
http://www.allsat.biz/ |
9 |
РБК: ТВ-программа |
http://tv.rbc.ru/ |
10 |
СТС: шоу "Гарем" |
http://www.ctc-tv.ru/ |
11 |
1 канал: новости |
http://www.ortv.ru/news.htm |
12 |
ТВС |
http://www.tvs.tv |
13 |
WebTelek |
http://www.webtelek.com/ |
14 |
Meteo TV |
http://www.meteo-tv.ru/ |
15 |
Sat-Digest |
http://www.sat-digest.com/ |
16 |
Поговорим о спутниковом ТВ? |
http://allsat.webforum.ru/ |
17 |
Live TV на Guzei.com |
http://www.guzei.com/live/tv/ |
18 |
СТС |
http://www.ctc-tv.ru/ |
19 |
"Русское чудо" на REN TV |
http://chudo.ren-tv.com/ |
20 |
7-ТВ |
http://www.7tv.ru |
Еще совсем недавно сайт ntv.ru был в десять раз популярнее ресурса ntv-tv.ru - нового сайта телекомпании НТВ, созданного принадлежащей Борису Йордану студией Sputnik Labs. Поддерживала сайт ntv.ru та же команда, которая его создавала и раскручивала осенью 2000 г. С тех пор сменилась власть на канале, но не на сайте.
Конкурирующий ресурс телекомпании ntv-tv.ru в июле сумел утроить посещаемость и переместиться в рейтинге ТВ-сайтов с восьмой позиции на третью. А в программе "Намедни" по меньшей мере на полгода поселилась популярная в интернете мультипликационная девушка Масяня.
"Сегодня уже ни одну телекомпанию не надо убеждать в необходимости инвестиций в интернет-составляющую ее вещания, - говорит главный редактор Lenta.ru Антон Носик. - Холдинг "Газпром-Медиа" дважды пытался отсудить домен NTV.Ru, а когда обе эти попытки закончились поражением, выкупил адрес у прежнего владельца. А между прочим, всего два-три года назад никто в телекомпании НТВ не интересовался этим адресом. И в ВГТРК никого не беспокоила судьба домена Vesti.Ru".
От проекта Vesti.Ru осталась только ссылка на сайт телепрограммы "Вести". Доменное имя Vesti.ru, несколько лет работавшее на проект, стало его могильщиком. Ни Страна.Ru, ни тем более Vesti.ru давно уже не входили в пятерку лидеров сетевых СМИ, однако аудитория обоих сайтов существенно превосходила аудиторию любого из сайтов телеканалов. При этом будущее индустрии в целом видится отнюдь не безрадостным, особенно сейчас, на пороге нового выборного сезона.
Вообще, когда обсуждается развитие интернет-СМИ, на самом деле речь идет о двух разных, хотя и взаимозависимых, процессах: развитии самих информационных продуктов и развитии рынка, которому они предлагаются.
Сейчас онлайновые СМИ находятся в стадии передела рынка. С осени 2001-го информационные продукты онлайновых игроков перестали развиваться, если не считать простого прироста аудитории. Ряд чисто онлайновых СМИ если и не закрыт, то давно ушел в ту или иную нишу, удовлетворяя потребности взыскательного, но не массового читателя.
Когда продукт перестает развиваться или развивается очень слабо, начинается клонирование. Пионеры успевают привлечь пользователей, создать рынок и нарастить его до той величины, когда крупные игроки из смежных секторов рынка способны обратить на него внимание. Что и произошло.
Основными возмутителями спокойствия последнего года стали не крупные проекты ушедших в прошлое медиагрупп, а сегодняшние информационные холдинги. Во-первых, с сентября 2001 г. стремительный рост начали сайты газет. Сейчас "Известия", "КП" и "НГ" наступают на пятки лидерам онлайновых СМИ, вытесняя из лидирующей десятки сайты второго эшелона. Сегодня, когда аудитория рунета составляет 5-6 млн. россиян в месяц и почти 9 млн. за полгода, критическую массу пользователей можно считать накопленной.
Во-вторых, начался бум освоения интернета телевидением. Не остался в стороне от перемен и "Первый канал". Создавая сайты популярных шоу "Последний герой" и "Фабрика звезд", он регулярно привлекает в качестве партнеров крупные интернет-холдинги, в частности Яндекс и РоссияОнлайн.
О намерениях каналов можно судить и по кадровым переменам. Недавнее назначение заместителем гендиректора "Первого канала" Марата Гельмана, который является президентом Всероссийской интернет-академии (www.internetacademy.ru), позволяло предположить, что интернет-отдел канала ожидают перемены. И действительно, вскоре директором отдела стал весьма активный продюсер Константин Рыков, который в 2001 г. вывел новостной сайт Dni.ru в пятерку крупнейших СМИ в сети.
Изменения налицо, но каковы перспективы? Скорее всего, любительские и чисто онлайновые проекты будут в самое ближайшее время полностью вытеснены из лидирующей двадцатки ТВ-сайтов, которую плотно займут сайты телеканалов и телепередач. На первом этапе истории ТВ-сайтов, когда наибольший успех имеют развлекательные шоу, проекты каналов наберут аудиторию. Эта аудитория будет затем использована для "раскрутки" сайтов информационных программ. Так, уже сегодня важнейшим партнером RTR-Vesti.Ru является неувядающий Anekdot.Ru. И вот тогда ТВ-каналы смогут потягаться в охвате интернет-аудитории с сегодняшними лидерами среди онлайн-СМИ.