0
932
Газета Интернет Интернет-версия

11.10.2002 00:00:00

Догнать Бразилию

Леонид Делицын

Об авторе: Леонид Делицын - ведущий аналитик Рамблера.

Тэги: фом, статистика, пользователь


В конце прошлого месяца Александр Ослон, директор фонда "Общественное мнение" (ФОМ), представил результаты исследования аудитории рунета, проведенного по методике Nielsen/NetRatings.

В опросе участвовали 18 тыс. респондентов. Согласно полученным данным, в России 8,8 млн. пользователей интернета (что составляет 8% жителей России в возрасте от 18 лет и старше), то есть тех, кто хотя бы раз за последние полгода пользовался всемирной паутиной. Из них в Москве живут 1,7 млн., в Санкт-Петербурге 0,8 млн. Исследование было проведено по заказу Совета по информационным технологиям при министре РФ по связи и информации и при поддержке Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий. Подробные результаты исследования приведены на сайте ФОМ.

Методика Nielsen/NetRatings для подсчета пользователей широко распространена в мире, так что теперь впервые появилась возможность сравнивать Россию с другими странами. 8,8 млн. пользователей - это примерно столько же, сколько в Индии, Испании и Нидерландах, и больше, чем в Аргентине, Мексике и Швеции. В рейтинге стран, составленном ФОМ, Россия находится на почетном 11-м месте. Однако обольщаться не стоит: там отсутствуют лидеры - США, Китай и Япония, а также Канада. То есть реально наше место пока ближе к 15-му.

Прогнозировать, как будет расти аудитория рунета в ближайшие годы, представляется сложной задачей. Ведь если бы скорость увеличения аудитории "втрое за два года", характерная для 1999-2001 гг., могла сохраниться в течение ближайших 5 лет, то в 2004 г. в рунете полугодовой охват аудитории составил бы уже 30 млн. человек, а в 2006-м - 90 млн. Ясно, что такой рост невозможен экономически - для обеспечения таких темпов каждая российская семья должна была бы получить в подарок бесплатный компьютер с бесплатным интернетом в придачу.

В 2001 г., по оценкам исследовательских агентств, "машинный парк" России составлял 8-11 млн. персональных компьютеров, и он растет приблизительно на 2 млн. в год (http://www.ko.ru/addinfo.asp?dm_no=26). При этом не каждый владелец компьютера пользуется интернетом.

Так, по данным исследовательской компании "Комкон" за июль этого года, "четверть москвичей регулярно пользуются персональным компьютером дома или на работе, но только каждый десятый - интернетом" (http://www.coмcon-2.com/default.asp?artID=623).

Предположим, что формула "в 2 раза за 3 года" будет верна в течение хотя бы трех ближайших лет. Возможно, "Электронной России" и удастся сохранить такие темпы в будущем, путем подключения к сети 100% вузов и 50% школ.

По нашим данным, месячная аудитория рунета в начале 2002 г. составляла 5,1 млн. человек. Умножив на 2, получим 10,2 млн. человек - прогноз месячного охвата аудитории в январе 2005-го, то есть спустя три года.

Для моделирования тренда мы выбрали логистическую кривую (см. график). Умножив полученный тренд на индекс сезонности, получаем полную модель развития месячной аудитории рунета. Параметры модели мы подобрали в конце июня, сезонные колебания были оценены в декабре (по данным за 1998-2001 гг.). Результаты прогнозирования месячного охвата аудитории (белые треугольники) неплохо согласуются с данными за июль, август и сентябрь (черные треугольники).

Рост российской аудитории интернета (оценка Рамблера).

Теперь можно попробовать дать прогноз месячного охвата на ближайшие годы (белые треугольники). Согласно этому прогнозу, к январю 2003 г. российская аудитория сети составит 7 млн. человек. В декабре 2003 г. она превысит 9 млн., а еще через год - 10 млн. Назначение нашего прогноза - интерполяция значений между 2002 и 2004 г. С июля по сентябрь модель работала неплохо. Посмотрим, удастся ли ей предсказать месячный охват в январе 2003 г.

Существует ярко выраженный "период скачка" с сентября по декабрь и "период затишья" с мая по август. Вероятно, именно поэтому летом появились публикации с заголовками типа "Количество пользователей интернета в России стабилизировалось" и "Темпы роста рунета снижаются". С нашей точки зрения, темпы роста действительно несколько снижаются, однако сам рост пока что продолжается, хоть в определенные месяцы и маскируется сезонными колебаниями.

Сезонные колебания в значительной степени сглаживаются, если измерять охват аудитории не за месяц, а за полгода, то есть так, как это сделано в недавнем исследовании ФОМ (именно поэтому итоговые 8,8 млн. оказываются как бы посередине между трехмесячной аудиторией и максимальной). Попробуем дать прогноз будущих результатов ФОМ. Для этого просто усредним месячные данные за полгода и умножим результат на коэффициент, который приведет значение полугодового охвата, измеренного в июле-сентябре 2002 г., к 8,8 млн. человек. Кстати, если учесть, что, как следует из диаграмм ФОМ, месячная аудитория составляет 70% полугодовой, то получим ее значение в сентябре - 6,16 млн. россиян. Это достаточно хорошо совпадает с нашими данными (6,22 млн.).

Если модель верна, то полугодовая аудитория рунета к моменту публикации следующего квартального отчета ФОМ (конец 2002 г.) превысит 10 млн. человек. В первом полугодии 2003 г. она приблизится к 12 млн. человек, составив, таким образом, 11% взрослого населения России. А к концу 2004 г. охват аудитории за полгода может превысить 15 млн. человек.

Результаты ФОМ обнадеживают. Во-первых, судя по публикуемому нами прогнозу, в 2004-2005 гг. по числу пользователей интернета Россия может догнать Канаду, где оно составляет 14 млн. человек и растет сравнительно медленно.

Если это произойдет, то Россия войдет в лидирующую десятку "интернет-держав" безо всяких оговорок. Во-вторых, Nielsen/NetRatings отчего-то обошел вниманием любимый ориентир экономического развития России - Португалию, где, по данным других исследований, интернетом пользуются 3 млн. человек. А значит, хотя бы в интернете Португалию мы уже обогнали и перегнали бесповоротно - правда, все население этой страны насчитывает только 10 млн. человек.

Достойной целью для рунета на нынешнем этапе было бы догнать Бразилию (17,5 млн. пользователей), где как численность населения, так и валовой национальный доход сравнимы с российскими. Так или иначе, к следующим выборам сеть уже будет представлять собой одну из ключевых информационных площадок по охвату и одну из лидирующих - по влиянию.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1778
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1116
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
811
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1096

Другие новости