Говоря о будущем, мы используем слова из прошлого. Мы даже не замечаем, что третье тысячелетие наступило не только по календарю.
Российская элита, объехавшая весь мир после падения железного занавеса, так и не заметила главного: что этот мир стал другим. Политики по-прежнему рассуждают в категориях "правые - левые", "консерваторы - либералы", "монархисты - демократы" и т.п., хотя современное общество начинает жить в другой системе координат. Экономисты, говоря о "новой экономике" (это модно), пытаются вставить ее в схемы, которые освоили в университетах несколько десятков лет назад. Главные фигуры нашего образования бьют тревогу в основном по поводу финансирования и практически не замечают, что содержание учебных программ - от начальной школы до аспирантуры - отнюдь не способствует эволюции наших молодых сограждан от homo sapiens к homo sapiens ingeniosus (человек изобретательный), без чего в "другом" мире им будет попросту нечего делать.
А между тем вокруг происходят фантастические вещи. Европа, осознав в начале 90-х факт наступления нового этапа в человеческой цивилизации, назвала его "информационным обществом" (этот термин возник еще в конце 60-х - начале 70-х гг. XX века и приписывается Ю.Хаяши, профессору Токийского технологического института) и немедленно начала действовать - за неимоверно короткий срок были разработаны и реализованы стратегии и программы "перехода от прошлого к будущему". За Европой последовали "азиатские тигры". Вскоре перспектива путем использования новых технологий, информации и знания улучшить жизнь людей всколыхнула Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку и Африку.
Что же в России? Сказать, что у нас в связи с информационной революцией ничего не происходит, было бы неправильно. Но налицо отсутствие ясно сформулированных общеполитических целей, соответствующих тенденциям и законам современного развития. Чтобы развиваться устойчиво, производительность экономики должна непрерывно повышаться, причем за счет понижения, а не повышения количества используемых природных ресурсов. Это возможно только через развитие знания. Понятно это стало давно. Но до сих пор не расставлены акценты: что же мы информатизируем? Как это меняет жизнь людей?
Затратив на покупку компьютеров колоссальные деньги, государство получило весьма плачевный результат: как правило, эти устройства, способные решать огромное количество задач, используются как усовершенствованные пишущие машинки или подставки под кактусы. В лучшем случае они помогают ускорить выполнение привычных допотопных операций, создавая иллюзию перехода к новому качеству. Бизнес использует новую технику более осмысленно и продуктивно; однако там, где вмешивается государство, не помогают никакие навороченные "пентиумы" и лучшие из лучших программные разработки - например, в бухгалтерском учете, который стал проклятьем любого "хозяйствующего субъекта" из-за не поддающейся никакому здравому осмыслению системы налоговой отчетности.
Теоретически мы можем гордиться, что у нас есть федеральная целевая программа "Электронная Россия". Однако попытки вставить в нее современные концепты вроде "электронного правительства", не говоря уж об "активном правлении", в самом начале закончились неудачей, так как эти понятия не прошли через юридическую службу аппарата правительства РФ в силу их отсутствия в перечне утвержденных терминов. И теперь предпринимаются усилия по втискиванию нового содержания в устаревшие понятийный аппарат и законодательную базу. Неудивительно, что выполнение программы идет медленно и с большими издержками.
Что же делать? Поговаривают, что правительство собирается сократить финансирование этой программы, а кое-кто вообще был бы рад ее закрыть. Зачем нам какое-то электронное правительство - так ведь и до электронного президента недалеко┘ Но жизнь плохой "Электронной России" все же лучше ее смерти. Каким бы ни был текст этого документа, сам факт его существования взбудоражил страну, и появилось очень много людей, которые, осознавая все недостатки программы, готовы грудью защищать ее и многое сделать для того, чтобы она стала не хуже "Электронной Европы" и других великолепных программ, принятых Канадой, Кореей, Малайзией и другими странами.
Де-факто складывается вариант развития России как поставщика сырьевых ресурсов на мировой рынок. В стратегическом плане этот путь не имеет перспектив, открыто его никто не пропагандирует, но за ним стоят серьезные экономические интересы, и вероятность такого выбора отнюдь не равна нулю.
Есть и другой сценарий, реализованный в послевоенной Японии, в ряде стран Юго-Восточной Азии и Южной Америки, а также недавно в Китае и во Вьетнаме. Это догоняющее индустриальное развитие. Но и оно вряд ли может привести к успеху в наших геоклиматических условиях, да еще при обветшавшей технологической базе нашей промышленности.
Третий сценарий - формирование экономики, основанной на знаниях, - это путь развития информационного общества, где основная ставка делается на развитие науки, инноваций, культуры, информационной индустрии и человеческого капитала. Здесь требуется активная государственная политика, основанная на продуманной стратегии. Важным условием успеха в деле создания и реализации такой стратегии является заинтересованное участие и тесное сотрудничество всех сил российского общества. Речь идет о совершенно новом и пока непривычном феномене - социальном партнерстве, почти что социальном контракте, но только на условиях не индустриального, а постиндустриального общества.
Академик Н.Моисеев в своей книге "Универсум. Информация. Общество" отмечал, что планетарное общество можно будет называть информационным лишь тогда, когда возникнет Коллективный Разум, способный играть в этом обществе такую же роль, какую в организме человека играет его собственный разум. В противном случае возникает лишь оснащенное информационными технологиями общество, мало способное к предотвращению кризисных ситуаций.
Мир живет подготовкой к Всемирному саммиту по информационному обществу (WSIS). Первый его раунд пройдет в декабре 2003 г. в Женеве, второй - в 2005 г. в Тунисе. В июле прошло первое заседание Подготовительного комитета саммита, в мае в Бамако (Мали) - региональная африканская конференция, в сентябре - субрегиональная для стран СНГ в Бишкеке, в ноябре в Бухаресте состоится европейская региональная конференция. На очереди латиноамериканская в Санто-Доминго (Доминиканская Республика) в январе будущего года. Все эти мероприятия - выражение стремления к выработке с помощью "коллективного разума" правильных концептуальных и политических решений на перспективу.
В России же с упорством, достойным лучшего применения, продолжают избегать самого словосочетания и понятия "информационное общество", несмотря на факт подписания российским президентом Окинавской хартии глобального информационного общества. Этого понятия нет ни в "Основных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу", ни в "Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (2002-2004)", ни в "Электронной России". Оно не звучит ни в официальной прессе, ни в любимых народом газетах и журналах, ни на радио, ни на телевидении. Далеко не последние люди в российском государстве употребляют странные выражения со смутным смыслом вроде "информационное пространство", "открытое информационное сообщество", а то и вовсе "правовое регулирование информационных технологий"┘
Между тем с 80-х гг. на эту тему написана масса научных трудов, с 1997 г. издается журнал "Информационное общество", с 1998 г. проводятся всероссийские конференции по информационному обществу, в 2000 г. создан глоссарий базовых терминов по информационному обществу, официально приняты региональные стратегии перехода к информационному обществу в Санкт-Петербурге и в Москве. Есть множество сайтов в интернете, наиболее важные из которых приведены в таблице.
А с марта 2001 г. при поддержке программы "Информация для развития" Всемирного банка создается Российский портал развития, который к середине октября нынешнего года откроет площадку для обсуждения, подготовки и реализации национальной - с участием всех заинтересованных сторон - стратегии перехода России к информационному обществу. Создатели портала - участники Партнерства для развития информационного общества в России - уверены: чем больше будет таких заинтересованных сторон, тем больше шансов на выбор правильного сценария развития страны, который обеспечит достойное будущее нам и нашим потомкам.
Полезные ссылки
Сайт Глобального партнерства во имя знания
Сайт Целевой группы ООН по информационно-коммуникационным технологиям
Сайт Партнерства для развития информационного общества в России
Сайт Всемирного саммита по информационному обществу
Сайт Европейской региональной конференции в Бухаресте
Окинавская хартия глобального информационного общества
Сайт научно-аналитического журнала "Информационное общество"