Провал третьей части шоу "За стеклом" стал в каком-то смысле сюрпризом. Армейское шоу не просто не пользовалось популярностью, но было закрыто из-за разногласий между партнерами - участников игры в конце концов просто отключили от аудитории, предоставив возможность отдохнуть от взглядов зрителей в одиночестве на украинской военной базе.
Однако до сих пор, похоже, нет ясности в вопросе, почему проект оказался таким провальным. Между тем разгадка проста: устроители шоу положились в выборе темы и направления развития теледрамы на интуицию, в то время как даже беглое ознакомление с данными социологических исследований позволило бы им понять, что задумка изначально бесперспективна.
Подобно тому, как первое шоу "За стеклом" было почти полным аналогом зарубежных программ такого рода, "За стеклом-3" больше всего походило на американское шоу "Boot Camp" ("Тренировочный лагерь"), в котором участники проходят суровую армейскую подготовку. Шоу действительно пользовалось успехом в США, но там нет призыва. Поэтому армия ни у кого не вызывает аллергии. Захотел - пошел служить, в обмен получаешь возможность бесплатно отучиться в университете или колледже. Все честно, служить или не служить - вопрос личного выбора. Но у нас-то все по-другому.
Один из простейших способов проанализировать настроения общества - анализ запросов к поисковым системам в интернете. Никто не заставляет людей искать то или иное, поэтому статистика запросов достаточно достоверно показывает спектр интересов пользователей сети, а это прежде всего молодые жители крупных и средних городов, то есть целевая аудитория шоу "За стеклом" и ему подобных.
В таблице указан список 20 самых популярных запросов к поисковой машине Rambler"s Top100, сделанных пользователями рунета по темам, связанным с армией, в период с января по май 2002 г., то есть до начала демонстрации шоу "За стеклом-3. Теперь ты в армии" по ТВС.
Всего же с тем или иным видом уклонения от армии связано 58% всех "армейских" запросов. Еще в 6% случаев пользователей интересует Театр Российской (Советской) армии, в 5% - история армии и ее музеи, и в 3%... проблема альтернативной сексуальности в армии ("геи в армии", "гомосексуализм в армии", "однополый секс в армии" и т.п.).
Можно сделать простой вывод. Если бы создатели "За стеклом-3" заранее провели маркетинговое исследование и выяснили интересы молодежной аудитории, то шоу именовалось бы "Ты косишь от армии" и больше походило бы на фильм Милоша Формана "Полет над гнездом кукушки", чем на программу "Служу Советскому Союзу".
Само шоу, вероятно, имело бы смысл проводить в психиатрической лечебнице, где уклонисты проходят амбулаторные обследования. Участники - 20 юношей (один из которых гей) - соревновались бы в длительности уклонения от армии. Откосивший в течение максимального срока получал бы официальное освобождение от военной службы. Ну а остальные пойманные участники шоу могли бы посвятить ей положенный срок. Пожалуй, в таких условиях соперничество было бы по-настоящему жестким, поведение персонажей - неподдельно эмоциональным, а драма - захватывающей.
Такое шоу легко бы оставило позади все рекорды "За стеклом-1" в плане популярности и скандальности. В конце концов если в первом шоу главенствующей была сексуальная интрига, то в третьем вопрос бы стоял уже о выживании.
Рейтинг запроса |
Запрос к поисковой системе |
1 |
отсрочка от армии |
2 |
как откосить от армии |
3 |
откос от армии |
4 |
служба в армии |
5 |
откосить от армии |
6 |
Театр Российской (Советской) армии |
7 |
День Советской армии |
9 |
как закосить от армии |
10 |
освобождение от армии |
11 |
отсрочка от службы в армии |
13 |
альтернативная служба в армии |
14 |
секс в армии |
15 |
геи в армии |
16 |
отмазка от армии |
17 |
как отмазаться от армии |
18 |
история Российской армии |
19 |
косить от армии |
20 |
Музей Советской армии |