0
794
Газета Интернет Интернет-версия

05.07.2002 00:00:00

Футбол как зеркало российской ментальности

Тэги: футбол, интернет, чемпионат, чм2002


Чемпионат мира по футболу ждут четыре года. И смотрят его не только болельщики. Когда по офису европейской, в том числе и российской компании проносится вопль счастья или ужаса, даже абсолютно равнодушный к футболу компьютерный человек не может усидеть на месте, так что у телевизора образуется столпотворение. Если же в офисе нет телевизора, то спортивные новости пробираются на экраны компьютеров по интернету.

В этом году большинство футбольных матчей и трансляций проходили в будние дни и к тому же с утра, в рабочее время. Поэтому для многих российских болельщиков интернет стал единственным информационным каналом, через который они могли следить за ходом матчей в режиме реального времени.

14 июня около четырех часов пополудни по Москве, во время матча Россия - Бельгия, совокупный дневной трафик интернет-ресурсов категории "Спорт" составил 10% от общего трафика российского интернета. То есть учетверился - если сравнивать с привычными 2,5%. В этот день каждый десятый хит в рунете был сделан на спортивных сайтах. Сама же спортивная категория заняла второе место в рейтинге категорий Rambler"s Top100, уступив лишь лидеру "СМИ/Периодика", где, впрочем, тоже шли сплошь спортивные заголовки. Спортивный проект "Газеты.Ру" Cup2002 в эти часы входил в десятку крупнейших ресурсов рунета. Электронная версия газеты "Спорт-Экспресс" была на одиннадцатом месте. (См. прилагаемый к этой статье график.) Пользователи интернета покинули развлекательные сайты и бизнес-ресурсы, забыли про рефераты, железо, софт, компьютеры и коммерцию, напряженно ожидая исход матча.


Динамика аудитории популярных спортивных проектов.

Недельная посещаемость спортивной категории выросла в полтора раза. Однако еще больше впечатляли успехи спортивных проектов крупнейших СМИ. В частности, РБК-Спорт демонстрировал шестикратный рост трафика. Так же, как во время зимней Олимпиады, в феврале, проекты "Газеты.Ру" и "Рамблера" (cup.rambler.ru), созданные "с нуля", снова сумели превзойти по дневному охвату аудитории и посещаемости долговременного лидера спортивной категории - электронную версию газеты "Спорт-Экспресс" (www.sport-express.ru). Хотя средненедельное превышение дневного охвата составило на этот раз только 25%, а не 90%, как в дни Олимпиады. Можно констатировать, что путем создания спецпроектов лидерам сетевых СМИ снова удалось предотвратить "утечку" аудитории.

В результате восемь из десяти лидировавших в дни чемпионата мира в спортивной категории проектов - специальные проекты крупнейших сетевых СМИ. Помимо уже перечисленных РБК, "Газеты.Ру" и "Рамблера", спортивные проекты подготовили YTPO.Ru, РТР, NTVRU.com и "Кулички". Только два проекта - "Спорт-Экспресс Онлайн" и "Спорт Сегодня" - независимые собственно спортивные сайты, не являющиеся проектом другой медийной структуры. При этом разница в аудитории и посещаемости спортивных ресурсов была не особенно высока, что свидетельствует о приблизительно равных возможностях подготовки проектов у достаточно большого числа игроков медийного рынка.

Ранее было уже замечено, что в богатые событиями дни трафик крупнейших сетевых СМИ удваивается, в то время как трафик других СМИ растет только в полтора раза. В случае спортивных событий, которыми был богат 2002 г., это явление приняло форму специальных проектов, заранее подготовленных лидирующими СМИ.

Вообще в пользу успеха спортивных проектов работало множество факторов. Во-первых, футболом интересуется 60% населения россиян, больше, чем каким-либо другим видом спорта. Футбол занимает первое место по количеству ставок в российских букмекерских конторах, обгоняя идущие следом хоккей, баскетбол, теннис, чемпионат "Формулы-1". Во-вторых, бюджет ЧМ-2002, по некоторым данным, вчетверо превосходил бюджет Олимпиады, что должно было хоть как-нибудь сказаться на популярности этого события.

Однако новых рекордов не наблюдалось, если, конечно, не считать мяча, забитого корейцам в первые же секунды полуфинала. Не оправдались надежды россиян, не стала началом нового подъема Аргентины игра национальной сборной, потеряли интерес к чемпионату большинство европейцев. Не получилось события и в рунете. Ждали взрывного роста трафика, падения популярных серверов, драматических перемен рейтингов - ничего этого не было и в помине. Даже самым популярным спортсменом ушедших недель, судя по статистике поисковых запросов, оказался поверженный Майк Тайсон, а не Мостовой, Зидан или Бесчастных. А футбольный трафик спортивных проектов рунета "недобрал" до олимпийского 10-20%.

Конечно, сыграло свою роль начало сезона отпусков. Но основная причина вялой реакции - разумеется, провал российской команды. Все-таки на Олимпиаде наши спортсмены и в фигурном катании, и в лыжных гонках, и в хоккее боролись за медали, в том числе золотые, а не всего лишь за выход в 1/8 финала. После рокового матча с японцами (9 июня) спортивный трафик начал резко падать. Ни финал, ни полуфинал не вызвали в рунете такого интереса, как матчи с участием российской сборной.

Интерес к чемпионату потеряли не только в России. Так, итальянская телекомпания RAI International намерена подать в суд на ФИФА, чтобы возместить убытки: после того как национальная сборная выбыла с чемпионата, интерес итальянцев к последующим трансляциям резко упал. RAI International и ее рекламодатели понесли убытки. По мнению RAI, ошибки арбитров были умышленными.

Заметим, что еще зимой RAI International предчувствовала проблемы и категорически не желала платить 140 млн. долл. за право показа, считая, что окупить затраты не удастся из-за неудобного для европейского зрителя раннего часа проведения матчей. В результате убытки все равно настигли RAI, хотя беда пришла не совсем оттуда, откуда ее ждали. Потерпели убытки и другие европейские телевизионные компании, заплатившие ФИФА многомиллионные суммы за права на трансляцию. Теперь, когда необъективность судейства стала главной проблемой крупнейшего мирового соревнования, им сложно будет не брать в расчет финансовые интересы устроителей матча.

Тут уместно вспомнить, что в дни зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити наиболее активно реагировали на олимпийский произвол болельщики из Южной Кореи! Тогда, в феврале, раздосадованные дисквалификацией своего конькобежца Ким Дон Суна, они обрушили почтовый сервер и веб-сайт Олимпийского комитета США (http://www.olympic-usa.org). Как известно, корейский спортсмен выиграл забег на 1500 м, но был дисквалифицирован за то, что якобы мешал американскому бегуну Аполо Антону Оно, которому в результате и досталась золотая медаль. После известия о дисквалификации почтовый сервер комитета за 5 часов получил 16 000 писем от земляков Ким Дон Суна, которые договорились о совместной Dos-атаке на собственных спортивных форумах и чатах.

Стоит ли задавать риторический вопрос, отчего удаление с поля португальцев и незасчитанные мячи испанцев в ворота Южной Кореи корейские хакеры проигнорировали?

Остается еще вопрос: смогут ли скандалы по поводу отнятых медалей или незасчитанных голов компенсировать потери трафика? Пока что это представляется сомнительным. Действительно, олимпийские скандалы в некотором роде сыграли на руку лидерам сетевых СМИ. Но все однообразное приедается, это касается и скандалов. Июньский трафик сетевых спортивных ресурсов это доказывает.

Важным для авторов интернет-проектов является очевидный вывод: российские пользователи сети особо интересуются лишь теми событиями, в которых непосредственно участвуют россияне. В этом мы очень похожи на итальянцев. И на всех остальных европейцев.

Подобное наблюдалось и ранее: премьера "Гарри Поттера" в России стала в рунете в пять раз более популярным событием, чем его же премьера в США и Великобритании. То же случилось и с "Властелином Колец". Самый сильный интерес пользователей рунета к "Гарри Поттеру" и "Властелину Колец" пришелся на начало проката соответствующих фильмов в России.

В том, что трафик, вызванный спортивными событиями и кинопремьерами, ведет себя одинаково, нет ничего удивительного. И Олимпиаду, и ЧМ-2002 все чаще обвиняют в перерождении в шоу-бизнес, предсказуемый и пошлый. Достаточно вспомнить, как в том же "Гарри Поттере" положительные персонажи сталкиваются со своими недоброжелателями в пусть далекой от футбола, но не менее увлекательной игре "квиддич". В отличие от книги в фильме исход игры в пользу "правильной" команды очевиден с самого начала. Отсутствие интриги привело к разочарованию зрителей и стало главным упреком к киноленте. Для полного сходства сказки с мировым чемпионатом не хватало только, чтобы результаты игры в "квиддич" программировались с учетом коммерческих интересов хозяев "поля". Впрочем, не стоит травмировать маленьких зрителей скучными реалиями взрослой жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1731
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1078
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
784
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1062

Другие новости