Чемпионат мира по футболу ждут четыре года. И смотрят его не только болельщики. Когда по офису европейской, в том числе и российской компании проносится вопль счастья или ужаса, даже абсолютно равнодушный к футболу компьютерный человек не может усидеть на месте, так что у телевизора образуется столпотворение. Если же в офисе нет телевизора, то спортивные новости пробираются на экраны компьютеров по интернету.
В этом году большинство футбольных матчей и трансляций проходили в будние дни и к тому же с утра, в рабочее время. Поэтому для многих российских болельщиков интернет стал единственным информационным каналом, через который они могли следить за ходом матчей в режиме реального времени.
14 июня около четырех часов пополудни по Москве, во время матча Россия - Бельгия, совокупный дневной трафик интернет-ресурсов категории "Спорт" составил 10% от общего трафика российского интернета. То есть учетверился - если сравнивать с привычными 2,5%. В этот день каждый десятый хит в рунете был сделан на спортивных сайтах. Сама же спортивная категория заняла второе место в рейтинге категорий Rambler"s Top100, уступив лишь лидеру "СМИ/Периодика", где, впрочем, тоже шли сплошь спортивные заголовки. Спортивный проект "Газеты.Ру" Cup2002 в эти часы входил в десятку крупнейших ресурсов рунета. Электронная версия газеты "Спорт-Экспресс" была на одиннадцатом месте. (См. прилагаемый к этой статье график.) Пользователи интернета покинули развлекательные сайты и бизнес-ресурсы, забыли про рефераты, железо, софт, компьютеры и коммерцию, напряженно ожидая исход матча.
Динамика аудитории популярных спортивных проектов.
Недельная посещаемость спортивной категории выросла в полтора раза. Однако еще больше впечатляли успехи спортивных проектов крупнейших СМИ. В частности, РБК-Спорт демонстрировал шестикратный рост трафика. Так же, как во время зимней Олимпиады, в феврале, проекты "Газеты.Ру" и "Рамблера" (cup.rambler.ru), созданные "с нуля", снова сумели превзойти по дневному охвату аудитории и посещаемости долговременного лидера спортивной категории - электронную версию газеты "Спорт-Экспресс" (www.sport-express.ru). Хотя средненедельное превышение дневного охвата составило на этот раз только 25%, а не 90%, как в дни Олимпиады. Можно констатировать, что путем создания спецпроектов лидерам сетевых СМИ снова удалось предотвратить "утечку" аудитории.
В результате восемь из десяти лидировавших в дни чемпионата мира в спортивной категории проектов - специальные проекты крупнейших сетевых СМИ. Помимо уже перечисленных РБК, "Газеты.Ру" и "Рамблера", спортивные проекты подготовили YTPO.Ru, РТР, NTVRU.com и "Кулички". Только два проекта - "Спорт-Экспресс Онлайн" и "Спорт Сегодня" - независимые собственно спортивные сайты, не являющиеся проектом другой медийной структуры. При этом разница в аудитории и посещаемости спортивных ресурсов была не особенно высока, что свидетельствует о приблизительно равных возможностях подготовки проектов у достаточно большого числа игроков медийного рынка.
Ранее было уже замечено, что в богатые событиями дни трафик крупнейших сетевых СМИ удваивается, в то время как трафик других СМИ растет только в полтора раза. В случае спортивных событий, которыми был богат 2002 г., это явление приняло форму специальных проектов, заранее подготовленных лидирующими СМИ.
Вообще в пользу успеха спортивных проектов работало множество факторов. Во-первых, футболом интересуется 60% населения россиян, больше, чем каким-либо другим видом спорта. Футбол занимает первое место по количеству ставок в российских букмекерских конторах, обгоняя идущие следом хоккей, баскетбол, теннис, чемпионат "Формулы-1". Во-вторых, бюджет ЧМ-2002, по некоторым данным, вчетверо превосходил бюджет Олимпиады, что должно было хоть как-нибудь сказаться на популярности этого события.
Однако новых рекордов не наблюдалось, если, конечно, не считать мяча, забитого корейцам в первые же секунды полуфинала. Не оправдались надежды россиян, не стала началом нового подъема Аргентины игра национальной сборной, потеряли интерес к чемпионату большинство европейцев. Не получилось события и в рунете. Ждали взрывного роста трафика, падения популярных серверов, драматических перемен рейтингов - ничего этого не было и в помине. Даже самым популярным спортсменом ушедших недель, судя по статистике поисковых запросов, оказался поверженный Майк Тайсон, а не Мостовой, Зидан или Бесчастных. А футбольный трафик спортивных проектов рунета "недобрал" до олимпийского 10-20%.
Конечно, сыграло свою роль начало сезона отпусков. Но основная причина вялой реакции - разумеется, провал российской команды. Все-таки на Олимпиаде наши спортсмены и в фигурном катании, и в лыжных гонках, и в хоккее боролись за медали, в том числе золотые, а не всего лишь за выход в 1/8 финала. После рокового матча с японцами (9 июня) спортивный трафик начал резко падать. Ни финал, ни полуфинал не вызвали в рунете такого интереса, как матчи с участием российской сборной.
Интерес к чемпионату потеряли не только в России. Так, итальянская телекомпания RAI International намерена подать в суд на ФИФА, чтобы возместить убытки: после того как национальная сборная выбыла с чемпионата, интерес итальянцев к последующим трансляциям резко упал. RAI International и ее рекламодатели понесли убытки. По мнению RAI, ошибки арбитров были умышленными.
Заметим, что еще зимой RAI International предчувствовала проблемы и категорически не желала платить 140 млн. долл. за право показа, считая, что окупить затраты не удастся из-за неудобного для европейского зрителя раннего часа проведения матчей. В результате убытки все равно настигли RAI, хотя беда пришла не совсем оттуда, откуда ее ждали. Потерпели убытки и другие европейские телевизионные компании, заплатившие ФИФА многомиллионные суммы за права на трансляцию. Теперь, когда необъективность судейства стала главной проблемой крупнейшего мирового соревнования, им сложно будет не брать в расчет финансовые интересы устроителей матча.
Тут уместно вспомнить, что в дни зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити наиболее активно реагировали на олимпийский произвол болельщики из Южной Кореи! Тогда, в феврале, раздосадованные дисквалификацией своего конькобежца Ким Дон Суна, они обрушили почтовый сервер и веб-сайт Олимпийского комитета США (http://www.olympic-usa.org). Как известно, корейский спортсмен выиграл забег на 1500 м, но был дисквалифицирован за то, что якобы мешал американскому бегуну Аполо Антону Оно, которому в результате и досталась золотая медаль. После известия о дисквалификации почтовый сервер комитета за 5 часов получил 16 000 писем от земляков Ким Дон Суна, которые договорились о совместной Dos-атаке на собственных спортивных форумах и чатах.
Стоит ли задавать риторический вопрос, отчего удаление с поля португальцев и незасчитанные мячи испанцев в ворота Южной Кореи корейские хакеры проигнорировали?
Остается еще вопрос: смогут ли скандалы по поводу отнятых медалей или незасчитанных голов компенсировать потери трафика? Пока что это представляется сомнительным. Действительно, олимпийские скандалы в некотором роде сыграли на руку лидерам сетевых СМИ. Но все однообразное приедается, это касается и скандалов. Июньский трафик сетевых спортивных ресурсов это доказывает.
Важным для авторов интернет-проектов является очевидный вывод: российские пользователи сети особо интересуются лишь теми событиями, в которых непосредственно участвуют россияне. В этом мы очень похожи на итальянцев. И на всех остальных европейцев.
Подобное наблюдалось и ранее: премьера "Гарри Поттера" в России стала в рунете в пять раз более популярным событием, чем его же премьера в США и Великобритании. То же случилось и с "Властелином Колец". Самый сильный интерес пользователей рунета к "Гарри Поттеру" и "Властелину Колец" пришелся на начало проката соответствующих фильмов в России.
В том, что трафик, вызванный спортивными событиями и кинопремьерами, ведет себя одинаково, нет ничего удивительного. И Олимпиаду, и ЧМ-2002 все чаще обвиняют в перерождении в шоу-бизнес, предсказуемый и пошлый. Достаточно вспомнить, как в том же "Гарри Поттере" положительные персонажи сталкиваются со своими недоброжелателями в пусть далекой от футбола, но не менее увлекательной игре "квиддич". В отличие от книги в фильме исход игры в пользу "правильной" команды очевиден с самого начала. Отсутствие интриги привело к разочарованию зрителей и стало главным упреком к киноленте. Для полного сходства сказки с мировым чемпионатом не хватало только, чтобы результаты игры в "квиддич" программировались с учетом коммерческих интересов хозяев "поля". Впрочем, не стоит травмировать маленьких зрителей скучными реалиями взрослой жизни.