Конец мая и начало июня в интернете знаменуются повышенным интересом к трем тематическим категориям: "Образование", "Спорт" и "Путешествия". Традиционно трафик в категории "Образование" растет с наступлением сессии в вузах и взрывообразно поднимается в дни школьных экзаменов; излишне также объяснять, что посещаемость спортивных ресурсов во многом связана с начавшимся чемпионатом мира по футболу, а популярность категории "путешествия" объясняется летним сезоном отпусков. Но скоро все рефераты зачтутся, а творческие работы забудутся, станет известен новый чемпион мира по футболу, а вот сезон отпусков вступит в самый разгар - тогда и на Рамблере вместо чемпионата мира будет рекламироваться новый раздел "Путешествия".
Заметим, что в последние годы туристский бизнес быстро развивается в целом ряде стран, так что сейчас 6,25% рабочих мест в мире приходится на эту отрасль сферы услуг. Магическая цифра 6 является, видимо, результатом случайного совпадения, зато удобна для запоминания. Причем развитием туризма заняты не только "экзотические" с точки зрения россиянина страны. Доля туризма в национальном доходе Швейцарии составляет целых 10%.
Последние наблюдения аналитиков Рамблера свидетельствуют о том, что россияне все больше интересуются отдыхом за рубежом, а перед тем как воспользоваться заслуженным отпуском, проверяют информацию о туристических поездках в интернете. При этом рейтинг курортов СНГ и ближнего зарубежья падает, заметно уступая странам и городам с более развитой инфраструктурой туризма. Одновременно отмечается ужесточение конкуренции в секторе туристического бизнеса.
Рассмотрим подробнее рейтинг популярности туристических направлений по данным поисковой машины Рамблера. Сравним данные за май 2002 г. и май 2001 г. Учитывая, что число запросов существенно возросло за счет общего роста пользователей интернета, можно проследить структурные изменения в общем рейтинге запросов, содержащих название страны, региона или города. Результаты сведены в таблицу.
Десять самых популярных туристических направлений в мае 2002 г. и мае 2001 г.
Рейтинг |
Май 2001 |
Май 2002 |
1 |
Санкт-Петербург |
Турция (+2) |
2 |
Крым |
Санкт-Петербург (-1) |
3 |
Турция |
Крым (-1) |
4 |
Сочи |
Сочи |
5 |
Анапа |
Испания (+2) |
6 |
Болгария |
Анапа (-1) |
7 |
Испания |
Болгария (-1) |
8 |
Геленджик |
Кипр (+!) |
9 |
Кипр |
Италия (+!) |
10 |
Италия |
Геленджик (-2) |
Как видно из таблицы, за прошедший год Турция, Испания, Кипр и Италия несколько упрочили свои позиции, а Санкт-Петербург, Крым, Анапа, Болгария и Геленджик - сдали. Показательно, что интерес к регионам с развитой инфраструктурой туризма и соответственно сниженным уровнем сезонных колебаний вырос, а вот к туристическим направлениям с резким уровнем сезонных колебаний - угас.
При этом десятка популярных регионов ничуть не изменилась за год. Более того, таблица в некотором смысле иллюстрирует библейский принцип "богатому да прибавится": Турция и Испания, позиции которых были сильнее, чем у Кипра и Италии, больше и прибавили. А Геленджик, занимавший наинизшее в десятке 2001 г. положение из курортов СНГ и ближнего зарубежья, потерял больше других.
Вывод о том, что в условиях некоторой стабилизации экономической и политической ситуации россияне начали предпочитать Турцию Крыму, а Испанию - Анапе, будет слишком смелым. Однако не заметить сдвига предпочтений по сравнению с 2001 г. трудно. Если средства позволяют провести отпуск в Испании, то зачем тогда ехать в Анапу и Геленджик? Правда, совсем недавно некоторые журналы сообщали о том, что падение туристических потоков в направлении Черноморского побережья может быть связано с кознями турецких или каких-нибудь других конкурентов, подкупивших местных сейсмологов, которые якобы сулят землетрясения в районе Сочи. Стоит отметить, что такие заявления абсурдны по сути и могли бы скорее вызвать именно рост, а не падение интереса к региону в интернете. Так что можно предположить, что изменения носят более фундаментальный характер и связаны с ростом благосостояния россиян и их уверенности в благополучном ближайшем будущем.