Российским футбольным болельщикам бессмысленно жаловаться на сетку телевизионного вещания. Пора уже смириться с тем, что большинство матчей транслируется или в прямом эфире, или в то время, когда большинство болельщиков находятся на работе, не имея доступа ни к телевизору, ни к радио, или тогда, когда результат заранее известен. В этом плане более всего не повезло жителям восточной части России, у которых практически отсутствует разница в поясном времени с Японией, но которые вынуждены смотреть большинство матчей в записи. Московские представительства российских телеканалов, мягко говоря, подложили свинью любителям футбола, живущим вне европейской части страны. Однако по-настоящему туго приходится жителям бывших союзных республик: ОРТ и РТР долго крутили анонсы, но в последний момент выяснилось, что транслировать футбол на Украину, Беларусь и Казахстан по соглашению с Kirch Media они не имеют права - и последним приходится довольствоваться повторами голевых ситуаций в новостях.
В результате для огромного количества людей интернет в который раз становится единственным информационным каналом, через который можно получить информацию о ходе матчей в режиме реального времени.
Футбольное событие такого масштаба российский интернет переживает впервые. Со времен проведения прошлого всемирного чемпионата аудитория русскоязычной сети выросла более чем в 8 раз, что определяет нагрузку по освещению чемпионата мира, которую рунет принимает на себя в первый летний месяц. В 1998 г. в российском сегменте сети фактически отсутствовали аналоги спортивных газет, а сейчас практически все крупнейшие онлайновые СМИ открыли свои тематические проекты, на страницах которых пользователи смогут получать самую актуальную и достоверную информацию из Японии и Южной Кореи.
Если раздел Rambler-2002 FIFA CUP поддерживает проверенное временем телекоммуникационное подразделение холдинга Рамблер-Телеком, на сервере которого прописалась Масяня, то проекту Газеты.ру порой приходится несладко. Во время текстовых прямых трансляцией сервер из-за прилива посетителей не справляется с нагрузкой и пропадает на несколько минут. Интересно, что поспевать за освещением событий не успевают и сами обозреватели, оставляющие в новостях и трансляциях кучу ляпов и опечаток. Получше обстоят дела с прямыми трансляциями у раздела "Спорт-Экспресс", правда, они не радуют обилием информации. Но даже такое положение дел вряд ли подорвет доверие бизнесменов, которые выкупили большинство рекламных мест на сайтах задолго до их открытия.
Помимо Рамблера, в который раз лидирующего по количеству посетителей (та же судьба "постигла" и олимпийский проект портала), специализированные футбольные разделы и сайты запустили газета "Спорт-Экспресс", Газета.ру, РТР-Спорт.ru, группа компаний РБК и многие другие. В тройке лидеров - ресурсы Рамблера, "Спорт-Экспресс" и Газета.ру. Последняя выпустила проект CUP2002 задолго до начала футбольного чемпионата. Напомним, что раньше редакция издания курировала Олимпиады, проходившие в Сиднее и Солт-Лейк-Сити. Повышенный интерес Газеты.ру к освещению важных спортивных событий легко объяснить: в нынешнем году к интернету перешла заметная часть приуроченных к Олимпиаде и чемпионату мира рекламных бюджетов крупных корпораций, которые раньше полностью доставались оффлайновым СМИ. И хотя лидирующие спортивные брэнды, такие, как Adidas или Reebock, пока не замечают аудиторию интернет-пользователей, организаторы туров и путешествий, производители табака и алкогольных напитков уже давно обосновались в сети.
Резкий скачок посещаемости футбольных сайтов, проиллюстрированный на примере CUP2002, во многом связан с сенсацией, сопровождающей открытие чемпионата. Игроки французской сборной, все еще действующие чемпионы мира и Европы, проиграли дебютантам турнира - сенегальцам, а Зимняя "американская" Олимпиада показала, что спортивные скандалы всегда способствуют популярности сетевых ресурсов. Так, тема судейского произвола в Солт-Лейк-Сити настолько захватила российскую общественность, что охват аудитории спортивного рунета увеличился на 30%. Если что-то подобное будет происходить и на японско-корейском турнире, сетевые ресурсы могут ожидать значительного прироста аудитории. Осознавая этот факт, руководители немногих ресурсов испытывают радость.
Интерес пользователей к теме футбола неуклонно растет по мере приближения главного события чемпионата - финала. Об этом говорят и данные поисковой машины Рамблера, которая в течение первой недели чемпионата фиксирует существенное увеличение числа поисковых запросов, относящихся к футболу. Помимо команд, борющихся за звание чемпиона мира, интерес пользователей вызывают и конкретные звезды мирового футбола, выступающие за них. Десятка наиболее запрашиваемых в рунете футбольных знаменитостей представлена в таблице.
Травмированный французский нападающий, с которым во многом связывают неудачи всей сборной, находится под пристальным вниманием отечественных почитателей футбола. Отрадно видеть, что половина из этого списка - наши соотечественники, на которых мы возлагаем так много надежд на нынешнем чемпионате. Зная, что поисковый запрос во многом определяет интерес пользователей, можно с уверенностью предположить, что российские болельщики в не меньшей степени переживают по поводу выступлений сборных Испании и Бразилии.
Уже сегодня с уверенностью можно говорить о том, что с точки зрения своевременности и объема предоставляемой информации интернет занял нишу наиболее оперативного и качественного обозревателя событий мирового масштаба. Возможно, тенденция к переориентации зрителей крупнейших спортивных состязаний с традиционных СМИ на сектор интернета будет усиливаться год от года с ростом технологических возможностей качественной и быстрой передачи больших объемов данных.
Значительную роль интернета в освещении современной мировой спортивной жизни осознают не только в России, но и на Западе. Как сообщают "Ведомости", многие английские букмекеры уже поспешили сделать крупные инвестиции в футбольные интернет-тотализаторы. По оценкам экспертов, сумма привлеченных ставок может составить около 300 млн. долл., что почти в 2,5 раза больше ставок прошлого чемпионата мира. Причем 35% этой суммы будет получено в Азии - через азиатские представительства европейских фирм и интернет. Так как законы Китая, Таиланда и Малайзии, запрещающие любого рода тотализаторы, были изданы до эры интернета, наиболее азартные болельщики могут беспрепятственно делать ставки в сети через западных букмекеров. Хотя многих европейцев более интересует не получение прибыли от мирового турнира, а судьба собственных национальных сборных.
В этом году более 30 матчей квалификационного раунда, в которых участвуют европейские команды, проходят в будние дни. Также в будни пройдут две из четырех игр четвертьфинала и обе - полуфинала. Лишь финал будет в воскресенье, но это мало утешает руководителей крупных фирм. Анализ, проведенный британской компанией Barclaycard, показывает, что, если Англия дойдет до финала, финансовые потери от прогулов и опозданий только в Великобритании составят 3,2 млрд. фунтов стерлингов.
Сразу же после начала 17-го чемпионата мира по футболу с Туманного Альбиона стали доноситься тревожные вести. "Английские рабочие и служащие требуют разрешить просмотр футбольных матчей на рабочих местах", - сообщил The Wall Street Journal. Из-за разницы поясного времени матчи чемпионата, проходящие в Японии и Южной Корее, начинаются в Европе рано утром и проходят в течение первой половины дня, совпадая с началом рабочего дня большинства компаний и корпораций. Участившиеся прогулы и недовольство подчиненных толкают работодателей идти на определенные уступки.
Дабы сохранить благоприятную атмосферу в коллективе, британский автомобильный концерн "Ровер" предоставит своим работникам (а их более 6000) дополнительный выходной день, если английская сборная пройдет в четвертьфинал или полуфинал. Многие фирмы устанавливают в своих офисах большие телевизоры, чтобы сотрудники могли посмотреть каждый матч мирового первенства: так поступают, например, консалтинговые конторы и предприятия, напрямую не связанные с производством. Однако для других установка телевизора - непозволительная роскошь. "Трудно себе представить, как можно поставить телевизоры на конвейерной линии, это небезопасно", - говорит пресс-секретарь концерна "Форд". Менеджеры "Форда" могут разрешить слушать радио, что куда менее рискованно.
К сожалению, сообщений о том, что где-то российские работодатели пошли на уступки своим служащим, не поступало. Все, на что может рассчитывать российский болельщик, это бесплатный корпоративный доступ к интернету.
Десять самых популярных в рунете футболистов
1 |
Зинедин Зидан |
2 |
Александр Мостовой |
3 |
Егор Титов |
4 |
Дэвид Бэкхем |
5 |
Руслан Нигматуллин |
6 |
Рауль |
7 |
Роналдо |
8 |
Роберто Карлос |
9 |
Олег Романцев |
10 |
Валерий Карпин |