Если в России политика в сфере информации и коммуникации несколько отстает от практического внедрения новых технологий, то за рубежом органы власти рассматривают заботу о стимулировании сферы информации как один из решающих приоритетов своей деятельности. И сегодня, когда дискуссии об информационном обществе уже вошли в моду, не лишним будет вспомнить, что вся Европа заговорила об информационном обществе после нашумевшего доклада члена Комиссии европейских сообществ Мартина Бангеманна, сделанного в 1994 г. Тогда Бангеманн призвал активно использовать преимущества, которые дает использование ИКТ, и вовлекать в создание информационного общества субъектов рынка, органы власти, граждан.
В нашей стране в середине 90-х продвижением информационных технологий была озабочена лишь группа интеллектуалов. Первым государственным чиновником высокого уровня, кто понял возможности и значение ИКТ, был тогдашний вице-премьер российского правительства Владимир Булгак. Именно он встречался с Бангеманном, обсуждал участие России в так называемых рамочных программах по технологиям информационного общества Еврокомиссии, а позже подписывал меморандум о сотрудничестве.
Вторым был президент Борис Ельцин, который во время одной из своих первых интернет-конференций, организованной в 1997 г., сказал, что мы будем строить информационное общество, причем не просто информационное, а┘ глубоко информационное.
Третьим стал новый президент Владимир Путин, подписавший летом 2000 г. Окинавскую хартию глобального информационного общества.
В любом случае процесс, как говорится, пошел. Причем пошел сам по себе. И народ начал втягиваться - в интернет, в мобильники, в кабельное телевидение, в электронные газеты и журналы. По интернету стали заказывать круизы, бродить по лучшим музеям и галереям мира, включать или выключать, сидя на работе или в машине, домашние стиральные машины и микроволновки, а то и вовсе жениться и выходить замуж (причем не всегда неудачно). Через сеть уже начали заключать сделки и вести вполне реальный бизнес.
Цифровой разрыв
Таких "продвинутых" индивидуумов пока немного - кто-то просто обо всем этом ничего не знает, кто-то "не может себе позволить", кому-то безразлично, а кто-то категорически против из идейных соображений. Короче, все как в любом нормальном обществе, только теперь это общество, хочешь или не хочешь, - информационное. И если ты не вооружен информацией и инструментами ее быстрого получения, то ты - по другую сторону "цифрового разрыва", и у тебя и твоих детей если не сейчас, то очень скоро может оказаться существенно меньше шансов на жизненный успех.
На международном уровне тема информационных и коммуникационных технологий трактуется в первую очередь как проблема нового вида бедности - информационного (или цифрового) неравенства. Сразу после саммита в Окинаве была организована международная рабочая группа по цифровым возможностям (Digital Opportunity Task Force, или DOT Force). В DOT Force была реализована попытка построить работу на основе консенсуса представителей государственного, частного и некоммерческого секторов, и в этой попытке участвовала Россия.
В 2001 г. был сделан следующий шаг на международном уровне: экономический и социальный совет ООН поручил генеральному секретарю ООН создать Целевую группу по информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ). Эта инициатива "была призвана перевести на поистине глобальный уровень всю совокупность действий по преодолению мирового цифрового разрыва, развить цифровые возможности и тем самым прочно поставить ИКТ на службу развития для всех".
29 апреля 2002 г. состоялась рабочая встреча в Женеве, на которой была организована региональная сеть Целевой группы для стран Европы и Центральной Азии, с рабочими узлами в Москве и в Женеве. До конца мая должны быть созданы 6 аналогичных рабочих групп и Бюро региональной сети, которые начнут работу по формированию согласованной политики развития информационного общества для всего региона с участием ведущих экспертов. Работа узла Целевой группы в Женеве поддерживается Экономической комиссией ООН для Европы (UNECE), узла в Москве - Партнерством для развития информационного общества в России (ПРИОР) при поддержке российского правительства в лице Министерства РФ по связи и информатизации. Наблюдатели отмечают активную роль России в международной информационной политике. Россию на конференции представлял Андрей Коротков, недавно назначенный первым заместителем министра РФ по связи и информатизации, руководителем дирекции федеральной целевой программы "Электронная Россия".
Ставка на Россию
В России в сфере информационной политики уже определилось несколько игроков. Среди наиболее активных следует обратить внимание на Партнерство для развития информационного общества в России (ПРИОР). Это необычная для нас структура, созданная для того чтобы в формировании политики развития информационного общества на равных участвовали все общественные силы, а не только власть. Участниками партнерства сегодня являются 125 организаций, в том числе 118 организаций из 21 региона России, 4 международные IT-компании, 2 финские компании и 1 организация США. Эти организации представляют основные движущие силы "электронного" развития - государство, бизнес, гражданское общество, научно-образовательное сообщество. Причем количество организаций, принимающих активное участие в информационной политике и присоединяющихся к ПРИОР, постоянно растет. Среди последних "приобретений" партнерства, к примеру, можно отметить присоединение к нему такой крупной компании, как интернет-холдинг Рамблер.
Главный проект ПРИОР - Российский портал развития (http://www.russia-gateway.ru), который задуман как площадка для обсуждения, разработки и реализации национальной (а не только государственной) программы перехода России к информационному обществу. Создатели партнерства были практически единодушны в том, что возглавить его в качестве национального координатора должен человек из правительства, а в руководящих органах ПРИОР представительство основных сообществ "электронного" развития должно быть строго сбалансировано.
ПРИОР и Российский портал развития - верные друзья программы "Электронная Россия". По инициативе партнерства была организована первая презентация этой федеральной программы за рубежом в рамках российско-скандинавского семинара и инвестиционного форума "Электронная Россия": перспективы для развития сетевых коммуникаций в России", который прошел 17 мая 2002 г. в Хельсинки.
В последнем номере журнала "Wired", ставшего чем-то вроде Библии информационной индустрии, специалисты делают ставки на будущее. Например, Эстер Дайсон, известная как один из авторитетнейших экспертов в области новых технологий и ранее занимавшая пост в совете директоров компании Рамблер, поставила 5000 долл. США за то, что в 2012 г. "Уолл-стрит джорнэл" и "Нью-Йорк таймс" назовут Россию лидером в области создания программного обеспечения (с нею спорит директор американского Компьютерного музея Билл Кэмпбелл).
Остается только надеяться на то, что в России сторонники ускоренного развития информационных и коммуникационных технологий останутся так же тверды и решительны в своем оптимизме, как Эстер Дайсон, и добьются значительного прогресса в этой области. В противном случае мы рискуем испытать одно из самых неприятных разочарований XXI века.