Написав за свою недолгую жизнь более шестисот стихотворений, несколько поэм и роман, Илья Имазин пропал без вести.
"Илия был великий пророк, и Господь так любил его, что захотел взять к Себе на небо" - этими словами из "Библейских рассказов для маленьких детей в изложении Анны Твердовской" открывается на сайте imazin.ice-group.ru статья об Имазине, а оканчивается она надеждой на то, что Илья пропал не навсегда, что он еще вернется.
В любом случае Имазин пропал небесследно. Декадентская поэма "DISNEYLAND", безусловно, является самой заметной, самой характерной страницей имазинского наследия. Ее герои - беспринципный хам Микки-Маус и идиот Мак-Дак представлены Имазиным вне их экранного амплуа, за кулисами, и мы с приятным удивлением обнаруживаем в них философов и любовников - скорее из мира Лао-Цзы или Хайяма, нежели из примитивной диснеевской комедии петард. Но чтобы читателю не показалось, что автор взял имена мультяшных уродцев для каких-то иных героев, Имазин сохраняет диснеевскую динамику.
Сегодня, когда дневниковый жанр вновь стал популярен, интерес читателей вызовет и сохранившийся отрывок имазинского "Романа о некоем Вездегосте" с его рефлексией не только над процессом ведения дневника, но и над потребностью в таком ведении: "...чувство поднадзорности, как будто повсюду тебя настигает посторонний взгляд, и даже в минорной тишине полного одиночества ты не способен уединиться. Кажется, будто все, что ты пишешь, уже рассчитано на прочтение посторонним лицом и потому принимает форму либо дешевой самопрезентации, либо малодушного самооправдания. Так некий сокровенный опыт превращается вдруг в лицемерие и позерство".
Имазинская речь красива, честна, точна и афористична, ее легко можно порезать на эпиграфы. Чего стоит, например, такое, выхваченное мной из имазинского текста почти не глядя, утверждение: "Когда не решаешься занять определенную жизненную позицию, volens nolens принимаешь очередную кокетливую позу".
Имазин пишет, что не может терпеть клоунов и их грубый невежественный фарс; в противовес цирковому грубому смеху толпы он предлагает читателю тонкую улыбку, беззвучный смех того, кто знает нужное слово.
На мемориальном сайте Ильи живут лемуры. Изящные полуинопланетные существа с глазами богов, даже в родной им природе кажущиеся пришельцами из мира снов, среди имазинских текстов смотрятся как нельзя более органично.
Может быть, Илья Имазин, такой странный и столь неожиданно для его друзей исчезнувший в 1996 году, просто вернулся на родину - туда, откуда пришли в этот мир лемуры? И, может быть, он действительно еще вернется? Если в Ростове-на-Дону вдруг появится издательство "IMAGINE", которое мечтал создать Илья, надо будет поинтересоваться личностью его основателя.