0
1404
Газета Интернет Интернет-версия

26.04.2002 00:00:00

Сделай сам

Тэги: интернет, сми, движок, онлайн


интернет, сми, движок, онлайн

Сегодня почти любой приличный заказчик веб-сайта понимает, что ему необходимы не только доменное имя второго уровня в зоне .ru, красивый дизайн и креатив, но также и автоматическая система обновлений с веб-интерфейсом, позволяющая сделать сайт действительно рабочим инструментом в руках не самого продвинутого в компьютерном отношении PR-менеджера. Любой же приличный веб-разработчик предлагает собственную систему автоматизации сайтов, или, другими словами, движок.

Еще три-четыре года назад интернет-движки были редкостью и зачастую роскошью. Но массовое появление интернет-СМИ, требовательных к быстроте публикации, и интернет-магазинов, требовательных к автоматизации, привело к тому, что движки стали писаться повсеместно.

Пожалуй, самыми "старыми" и раскрученными на российском рынке программными продуктами в этой области являются DynaSite питерского "Рексофта", Communiware Анатолия Левенчука (Москва) и Saitistika ярославской Individ Company. DynaSite прославился изначально как движок, на котором был сделан тогда еще принадлежавший "Рексофту" магазин Ozon.ru. Communiware начинался как движок для сайта Libertarium.ru. Saitistika потрясла в свое время столичных жителей тем простым фактом, что интернет делается не только в Москве и Петербурге. При этом Individ внедрил свой движок у таких заказчиков, как издательский дом "Компьютерра" и российское представительство Xerox. Все эти продукты, уже выросшие из штанишек custom-разработок, генерализованы, успели нарастить функциональность, быстро обрабатывают запросы, идеологически красивы и прошли полевые испытания.

Разработчики движков переходят к прозрачной ценовой политике. Нельзя сказать, что цены стремительно падают, но за те же деньги клиент сейчас получает более совершенный продукт, чем пару лет назад.

Цены - примерно одного порядка. Базовый комплект DynaSite стоит 1500 долл. Дополнительные модули к нему (анкетирование, например) стоят еще сотни долларов. Отдельных денег будет стоить и кастомизация под клиента. Дистрибутив Saitistika стоит 2000 долл., еще 300 - инсталляция системы, 700 - сопровождение в первом месяце внедрения и т.д. Базовая стоимость дистрибутива Communiware - 150 долл., но продукт, кастомизированный компанией-разработчиком, обойдется все в те же 3000 и более.

На фоне растущей конкуренции разработчиков волнует тираж продукта. И компании-владельцы развитых движков стремятся продавать их не только своими силами, но и через партнеров. Первый класс партнеров - веб-студии, не имеющие собственных развесистых программных разработок. Директор компании "Аист" Дмитрий Васильев считает: "Наиболее распространенная ошибка новых разработчиков - стремление иметь все свое. Без движка работать уже просто неприлично, поэтому обязательно нужно написать свою систему. Но не все понимают, что это будет дороже и хуже, чем лицензировать существующую".

Пока нельзя сказать, что существует серьезный спрос на движки как отдельный продукт. Но движение в сторону специализации наметилось - уже распространена практика заказа дизайна в одном месте, а движка в другом.

Второй возможный путь тиражирования движков - предложение их на основе ASP (Application Service Provider), т.е. в аренду вместе с хостингом.

Петербургский хостинг-провайдер HostWay.ru, созданный "Ростелекомом", сдает в аренду два движка для создания сайтов - DynaSite и SiTex (программный продукт крупнейшего системного интегратора Санкт-Петербурга "АНД Проджект"). Спрос на такую услугу есть. Тем более что поддержка этих платформ не стоит для клиентов дополнительных денег, а входит в стандартные тарифные планы.

Говорит Николай Фещенко, коммерческий директор ЗАО "Элтел" (владельца торговой марки Hostway.ru): "Идея ASP перспективна, и это доказывает практика. Постепенно страх потребителя перед тем, чтобы передавать информацию или базы данных в чужие руки, проходит и уступает место здравому смыслу. Особенно это актуально для малого и среднего бизнеса. Конечно, если есть лишние деньги, то можно содержать штат специалистов для разработки и поддержки custom-продукта (иногда это оправданно, если аналога такого продукта еще нет на рынке), но, может, не нужно изобретать велосипед? Для больших компаний это тоже становится актуальным: когда имеешь множество офисов и представительств, различных департаментов в своей структуре, становится выгодно "объединить" их в одной точке - у ASP-провайдера".

Ольга Камаева, менеджер по продажам DynaSite, полагает: "ASP - достаточно перспективное направление в России, особенно если это не связано с приложениями, хранящими критически важную для владельца информацию (бухгалтерская система, ERP и т.п.). В то же время постоянно будет спрос на сайты "под ключ" для небольших компаний".

Существует и еще одна модель ASP-сервиса для совсем массового клиента - когда сайт можно создать прямо в браузере, через веб-интерфейс, воспользовавшись готовыми шаблонами дизайна. Почти Narod.ru, только за деньги. Такой сервис имеет разработчик движка NetCat - компания "Аист". Это SiteManager.ru. Стоимость аренды вместе с хостингом - от 15 до 35 долл. Правда, особой популярностью сервис не пользуется, так как рекламная мощь компании явно недостаточна, чтобы пробить рынок, и "Аист" предпочитает заниматься custom-разработками на основе своего движка.

На сегодня наиболее отчуждаемым от разработчика и потенциально наиболее тиражируемым движком является все-таки Communiware. Во-первых, Communiware бесплатно поставляется для некоммерческих сайтов. Во-вторых, коммерческая версия дистрибутива крайне дешева - 150 долл. При этом дается Communiware с исходными кодами, документацией, тестами. В-третьих, компания развивает пользовательское сообщество. И в-четвертых, Анатолий Левенчук серьезно двигает платформу для создания систем массового коммерческого хостинга. И первый опыт в этом направлении - проект Comminiware и "МТУ-Интел" people.tochka.ru.

Сейчас заканчивается тестовый, бесплатный этап people.tochka.ru. В рамках бесплатной версии создано 3,5 тыс. сайтов. В дальнейшем хостинг и аренда сайта в такой системе будут стоить в районе 7 долл. Коммерческий этап сервиса должен быть успешным - при маркетинговой и рекламной мощи МТУ, являющегося крупнейшим интернет-провайдером в Москве. В таком случае на рынке интернет-движков действительно начнется новая жизнь.

В заключение - прогнозы развития рынка интернет-движков.

Президент Individ Company Роман Овчинников: "Появится несколько "коробочных" движков вместе с существующими линейками (типа 1С), но успеха они иметь не будут, поскольку отвечают только самым стартовым ожиданиям клиентов в интернете. А удовлетворить эти стартовые ожидания можно и на FrontPage, и на существующих веб-конструкторах готовых сайтов. Стоимость дистрибутивов будет падать, поскольку уже есть бесплатные разработки, конкуренция очень острая, хотя в российском коммерческом секторе мне известны всего несколько конкурентов. Примерно 90% разработчиков прекратят собственную разработку, потому что это крайне дорого и очень сложно. А custom-разработка будет развиваться в зависимости от того, какие вложения пойдут в интернет-сектор".

Директор компании Dot Евгений Гордеев: "На мой взгляд, будущее не за системами, которые могут все, а за продуктами, рассчитанными на конкретный рынок".

Директор компании "Аист" Дмитрий Васильев: "Мое твердое мнение: у коробочных продуктов больше шансов на успех, нежели у ASP. Факторов тут много. Например, если в США люди привыкли все получать в кредит вплоть до собственного дома, то у нас - нет. Еще фактор: коробка - это что-то такое реальное, что можно потрогать, поиграться, а сайт в аренду - это непонятно, аморфно".

Президент Techinvestlab.com Анатолий Левенчук: "Коробочный продукт альтернативой сервис-провайдингу не является. Развернуть "коробку" на своих серверах просто, но затем нужно поддерживать ее работоспособность - вместе с работоспособностью компьютера, операционной системы, СУБД, веб-серверов, интернет-коннекта и т.д. А затем еще нужно время от времени менять версии "коробочного" продукта, ОС, СУБД, веб-серверов и т.д. Вот это все делает ASP".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1098
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
776
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
880
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
935

Другие новости