0
1767
Газета Интернет Интернет-версия

18.04.2002 00:00:00

Катулл в Японии

Тэги: Емелин, стихи


На сайте литературно-философского журнала "Топос" опубликована новая подборка стихов Всеволода Емелина - поэта непростого по нашим непростым временам. Понятно, будь времена попроще, дробь можно было бы сократить. Пиши поэт Емелин прозой, с матюгами или хотя бы не в столбик. Но Емелин пишет трехстопными стихами, в столбик и в рифму, а за столь вызывающим по нашим непростым временам жестом обязательно должно что-то скрываться.

Неотрадиционалист и археоноваторы

Если считать, что главным стилеобразующим фактором поэзии является тема, то Емелина надо бы признать "иронистом". Он пишет о том, как под заводские гудки хоронили Брежнева, как белокурый мальчишечка забрился в скинхеды и сразил его булатным кинжалом содержатель коммерческого киоска Исмаил, как цельную личность гуманиста, комсомольца и пионера сбили с панталыку диссиденты, искусив чтением книг. С такой theme прямая дорога в тимуры-кибировцы. Но с Емелиным что-то не так. Какая-то червоточина не пускает его на соц-артистские пастбища. Для них он слишком, как ни странно это звучит, социален.

В самом деле, соц-арт - искусство глубоко аполитичное. Кибиров - так и вообще ярко выраженный интроверт. Чистота жанра требует скользить по поверхности пародируемой или лирически переосмысляемой реальности, тщательно избегая так называемых острых тем. Рассуждения о мировой справедливости из золоченой клетки есть моветон. Соц-артист сталкивает интимности с языком лозунгов и отчетных докладов, чтобы убить двух постмодернистских зайцев: лозунгам достается пародия, а интимностям - защитительная ирония.

Емелин все эти правила нарушает. Он прямолинеен, публицистичен и политически некорректен. Его ирония и самоирония рудиментарны; создается ощущение, что комизм нужен ему лишь для того, чтобы не попасть в поле притяжения черносотенного дискурса.

Наконец, Емелин эпичен настолько, что это отчасти ему вредит. Ему тесно на короткой дистанции лирического высказывания; там, где достаточно классической формулы "тезис - антитезис - синтез", а следовательно, трех строф, он пишет целую поэму, зачастую провоцируя невыгодное ощущение версификаторства, спринтерского забега на длинную дистанцию. Однако емелинская экстраверсия весьма оправдывает себя в жанре баллады - здесь он выглядит даже органичнее Кибирова или Гандлевского, у которых обращения к балладе спровоцированы образной или языковой фактурой и являются лишь жанровыми имитациями, эпическими раздуваниями личного опыта.

Русский человек опосля rendez-vous

Все же главным емелинским "поэтическим жанром" является публицистическая статья. Емелин - это "Евтушенко после Кибирова", гражданственный лирик с остаточными явлениями формальной рефлексии. Творческий автогенезис подробно изложен Емелиным в поэме "Судьба моей жизни", как раз опубликованной "Топосом".

Чуть корявым, заплетающимся от раскаяния и обиды языком "типичного представителя" изложена история демократического грехопадения. Рос кудрявым пареньком, пил березовый сок, "мог бы стать инженером", осуществив план модернизации без вестернизации, да попал в плохую компанию, в нехорошие квартиры:

В тех квартирах был, братцы,
Удивительный вид:
То висит инсталляция,
То перформанс стоит.

Далее события развивались по законам блатной "баллады детства": из нехорошей беседки с портвейном дорога лежит в лагерь, а из нехороших квартир, где "пили тоже немало, и из собственных рук мне вино подливала кандидатша наук", пролегает путь к свободе, разрушающей хтоническое единство индивида с естественным миром. Золотой сон продлеваемого в "инженеры" детства отравлен поцелуями сионисток и растревожен нежелательным знанием:

Мои мозги свихнулись,
Разберешься в них хрен -
Клайв Стейплз (чтоб его!) Льюис,
Пьер Тейяр де Шарден┘

Возникает мотив предательства, депотенциализирующий накопленную конфликтность: вновь обретенный трикстерский рай в одночасье рушится, и изменивший призванию "естественного инженера" герой остается ни с чем, как и положено предателю:

Так на этих на кухнях
Я б, глядишь, и прожил,
Только взял да и рухнул
Тот кровавый режим.

Все, с кем был я повязан
В этой трудной борьбе,
Вдруг уехали разом
В США, в ФРГ.

Получили гринкарты
Умных слов мастера,
Платит Сорос им гранты,
Ну а мне ни хера.

Из патриота синкретического, стихийного, каким был герой в начале нашей нелегкой истории, экс-паренек становится вынужденным патриотом, реваншистом. Не этот ли путь, кстати, проделали и те представители либеральной демократической интеллигенции, которые от активного участия в демократическом строительстве вернулись в лоно поруганной национальной идеи с заветом "упромысливать, гнобить и не петюкать"?.. Разочарование в плодах победы, вернее, в том, как их разделили, озлобляет не меньше поражения и ведет бывших противников в один стан:

Средь свободной Россеи
Я стою на снегу,
Никого не имею,
Ничего не могу.

Но одно только греет -
Есть в Москве уголок,
Где, тягая гантели,
Подрастает сынок.

Все это было бы мило и смешно, когда бы не было физиологически точно. От поэтики подобия Емелин движется в сторону поэтики тождества: рано или поздно спасительный образ "папаши" исчезнет, и политическую декларацию придется откорректировать так, чтобы можно было поставить под ней свое, а не "папашино" имя.

Прием внешне иронически отстраненного, но, по существу, прямого публицистического высказывания роднит поэзию Всеволода Емелина с титанами постинтеллектуального направления - Мирославом Немировым и Владимиром Бруновым (aka Нескажу). Так же, как и они, Емелин поэт "неформатный", ему пока не находится места в легитимных издательских проектах. Но возрастающая мода на "идеологические дискурсы" позволяет предположить, что скоро подобная поэзия войдет в моду.

Разумеется, речь идет исключительно о литературной моде, ибо мгновенная всеобщая увлеченность национальной идеей и лично товарищем А.Прохановым, как и проповедуемая Александром Ивановым философия объективной особости (серебряный век был у всех, а Сталин только у нас) - это внутренние литературные дела. Это только у г. Новикова "все начинается литературой", - у красивых, здоровых и розовощеких литературой все заканчивается. Так лучше - и литературе, и, что немаловажно, всему.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
575
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2295
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1512
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1144

Другие новости