Пользователям интернета уже был известен ресурс с доменным именем НТВ - NTV.ru (сейчас - ntvru.com), популярный информационный сайт, входящий в десятку лидирующих сетевых СМИ. Созданный в рамках стратегии по диверсификации медиа-активов как часть интернет-компании "Мемонет", принадлежавшей Гусинскому, со времени перехода контроля над НТВ к "Газпром-медиа" этот сайт перестал выполнять роль официального сайта телеканала. Можно даже сказать больше - этот интернет-проект не имеет уже никакого отношения к телеканалу. Судебная борьба за право на использование домена NTV.ru продолжается до сих пор.
Сейчас телекомпания НТВ начала трансляцию прямого эфира телеканала на своем корпоративном веб-сайте www.ntv-tv.ru, официальное открытие которого состоялось 6 марта 2002 г. За месяц, прошедший после открытия сайта, в его интерфейс было добавлено множество дополнительных функций, многие - в соответствии с пожеланиями посетителей. В частности, появилась возможность делиться мнениями в форумах каждой программы, участвовать в голосованиях и задавать вопросы участникам программы "Герой дня". Главным нововведением стал запуск вещания НТВ через сайт. Опция была разработана в сотрудничестве с партнером телекомпании НТВ - провайдером ОАО РТКомм.Ru (дочерней компании ОАО "Связьинвест" и ОАО "Ростелеком"). Начиная с 5 апреля посетитель сайта может в любой точке мира смотреть качественно оцифрованный потоковый видеосигнал НТВ в прямом эфире.
Мы решили попробовать, возможен ли прием вещания при соединении через телефонный канал. В результате мы получили доступ к звуку трансляции, однако само изображение на экране так и не появилось. Разумеется, возможность смотреть телевидение в прямом эфире через интернет интересна прежде всего тем, кто живет в регионах, где сигнал НТВ не принимается. Если мы берем в расчет русскоязычных пользователей из США и Европы, то, вероятно, больших проблем со связью у них не будет. Другое дело - те, у кого подключение к интернету происходит по обычной телефонной линии. Они тоже могут пытаться смотреть НТВ, но не факт, что у них что-то получится.
Теперь, помимо подробной программы передач на неделю вперед (включая вещание по местному времени в регионах) и анонсов трех ближайших по времени передач, сайт НТВ предоставляет возможность смотреть четвертый канал без телевизора - нужно лишь иметь компьютер, подключенный к интернету.
По словам представителей компании, в течение ближайшего месяца будет усилена информационная составляющая сайта НТВ: скоро в разделе "новости" будут оперативно размещаться сообщения от собственной корреспондентской сети НТВ, которые только готовятся к эфиру, а также информация с лент телеграфных агентств. Александр Нечаев, представитель дирекции по маркетингу телекомпании НТВ, утверждает, что новостной раздел сайта будет в полной мере конкурировать с соответствующими изданиями рунета. Другими словами, проект изначально позиционируется не просто как служебный ресурс телеканала, но как самостоятельный - и конкурентоспособный - сетевой орган информации.
Сетевые журналисты справедливо опасались пришествия телевидения в онлайн. Из всех традиционных медиа телеканал обладает, бесспорно, максимальным потенциалом для продвижения интернет-ресурсов к широким аудиториям новых пользователей. Правда, телевидению приходится "двигать" информационный проект из принципиально иной среды. Однако в случае выбора верной стратегии сотрудничества с крупнейшими порталами рунета проект имеет все шансы быстро стать популярным.
Похоже, что интернет становится новой сферой экспансии телевидения, в которой участвует не только НТВ, но и другие каналы. Так, в двадцатых числах марта открылся официальный сайт МТV, в то время как ВГТРК решает задачу построения нового электронного СМИ - государственного интернет-канала "Россия". Уже сейчас запущен новый сайт программы "Вести" (rtr-vesti.ru), который, по мнению главного редактора интернет-дирекции ВГТРК Александра Гагина, сыграет значительную роль в информационном поле российского сегмента сети.
Таким образом, интернет снова начинает входить в моду и всерьез рассматривается как инструмент продвижения телевизионных проектов - пусть не решающий, но перспективный. Значит, несмотря на опасения наблюдателей, предсказывавших наступление полной апатии у владельцев традиционных СМИ, последние начинают все более настойчиво экспериментировать с новой коммуникационной средой.
"Вебпланета"