0
1170
Газета Интернет Интернет-версия

12.04.2002 00:00:00

"Олигархи" интернета

Тэги: интернет, ресурс, обзор


интернет, ресурс, обзор

Еще в начале 1998 г. в рунете фактически отсутствовали аналоги газет. Популярность сайтов "бумажных" изданий была несравнимо ниже, чем у лидера того времени - "Анекдотов из России". Значимым событием стало появление проекта Gazeta.ru, чей успех стал стимулом к действию для многочисленных подражателей. В отрасль были инвестированы значительные средства, и сегодня лидирующие онлайновые СМИ уже существенно опережают даже самые популярные развлекательные сайты. Сектор СМИ в интернете сейчас удерживает 13-14% трафика. В последние месяцы произошла и значительная активизация традиционных СМИ в интернете. Число игроков постоянно растет, происходит фрагментация аудитории, из-за чего посещаемость крупных онлайновых СМИ растет медленнее, чем у крупных интернет-порталов.

Рейтинг Rambler"s Top100 наглядно показывает, что в некоторых тематических разделах сосредоточено очень большое количество сайтов (бизнес, авто/мото, игры), находящихся между собой в жесткой конкуренции, в то время как в других категориях лидеры идут с заметным отрывом от остальных участников. Например, в будние дни на долю категории "классификаторы" приходится почти 10% общего трафика рунета, а на долю категории "развлечения" - около 6,5%. Однако в первой из них заявлено всего 430 ресурсов, в то время как во второй - 2236. Очевидно, что в разделе "классификаторы" игроков меньше, но сами игроки - крупнее.

В категории "сервисы" популярность ресурсов убывает быстрее, чем в категории "путешествия". Типичный сайт этого раздела - бесплатная почтовая служба, лидер - mail.ru. Он почти втрое превосходит ближайшего преследователя - HotBox.ru, который, в свою очередь, втрое популярнее "бронзового" призера - NewMail.ru. Можно заметить, что в рейтинге не представлены почтовые службы крупных порталов - Rambler"а и Яндекса, но тенденция значительного разрыва между соседями сохраняется на протяжении всего рейтинга. Так, двадцатый участник рейтинга слабее лидера в 65 раз, а сотый - уже в 2000 раз.

Можно сказать, что категория "cервисы" является своего рода аналогом олигополии. Здесь крупнейшие сайты концентрируют значительную долю всего трафика отрасли. Таким образом же ведет себя и раздел "классификаторы". Уместно вспомнить, что именно ресурсы этих категорий - поисковые системы, каталоги, почтовые службы - являются абсолютными лидерами по популярности в рунете (равно как и за его пределами).

В разделе "путешествия" - радикально иная картина. Здесь мы наблюдаем достаточно равномерное распределение трафика между участниками лидирующей двадцатки. 20-й участник уступает лидеру всего лишь вдвое, сотый - в 16 раз. Абсолютные значения трафика у ресурсов этой категории невелики, и даже самые крупные из них уступают лидеру категории "сервисы" в 40 раз. Таким образом, фрагментация трафика оказывается значительно сильнее, и ситуация напоминает конкурентную борьбу на идеальном рынке.

Заметен также эффект ослабления конкуренции в дочерних рубриках. Хорошим примером такого рода служит достаточно узкая тематически категория mp3, некогда "отпочковавшаяся" от категории "музыка" в связи с жалобами участников последней (и даже требованиями исключить "халявщиков" из рейтинга). Наклон кривой в категории mp3 значительно круче, чем в родительской "музыке", то есть трафик распределяется между небольшим числом лидеров.

Сконцентрирован в руках немногих основной трафик и в категории "ISP" (провайдеры). Что, по-видимому, отражает общую ситуацию в индустрии - вспомним таких гигантов, как AOL в Америке или МТУ и РОЛ в России. Показательно, что и МТУ, и РОЛ вошли в "большую двадцатку" самых популярных ресурсов Рамблера (Big20), то есть в оптимальный набор двадцати сайтов, охватывающих в совокупности максимальную аудиторию. И это несмотря на то, что суммарная посещаемость данной категории составляет только 1,5% посещаемости рунета. Попал в двадцатку и лидирующий ресурс категории "mp3" (http://www.mp3search.ru/), в то время как ни один сайт из таких рубрик, как "путешествия", "товары и услуги", "авто/мото", в "большую двадцатку" не пробился.

Сформулируем основные итоги. Конкуренция за трафик сильнее в тех категориях, которые представляют развитый офлайновый бизнес ("путешествия", "товары и услуги", "авто/мото" и т.п.). Напротив, трафик концентрируется у небольшого числа крупных игроков в отраслях, во-первых, специфических для интернета ("классификаторы", "бесплатная почта", "провайдеры") и, во-вторых, создающих существенный барьер для входа на рынок. Действительно, поддерживать портал, хранить мегабайты переписки миллиона пользователей, предоставлять доступ в интернет - все это требует на порядок больших вложений, чем создание представительства небольшой фирмы или развлекательного сайта.

Возможно, именно в этом кроется причина неуспеха "развлекательных порталов", которые в большом количестве открывались и вскоре закрывались в 2000-2001 гг. Сектор развлечений не создает барьера для входа, который мог бы помешать энергичным студентам создать свои Omen.ru, Fomenko.ru и т.п. Но при этом он не прощает крупных затрат - ведь отдача от развлекательных ресурсов невелика. Поэтому не следует ожидать возникновения мегасайтов путешествий, автомобильной, музыкальной и любой иной тематики, которая соответствует офлайновой индустрии с развитой конкуренцией. "Олигархи" рунета в лице небольшого количества крупнейших порталов, по-видимому, сохранят, если не увеличат, отрыв от сайтов тех или иных тематических категорий. Разумеется, если научатся зарабатывать на своей популярности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
2016
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
1966
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
893
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
1303

Другие новости