"Возможно, на информационном рынке российского интернета произойдет передел аудиторий. Сайты "традиционных", офлайновых СМИ составят серьезную конкуренцию онлайновым, чисто электронным изданиям". Такое предположение было высказано две недели назад на страницах "НГ". Оно же стало поводом для дискуссии на секции Российского интернет-форума "Интернет-СМИ в России в глобальном контексте" в пансионате "Лесные дали".
Если во всем мире крупные конгломераты масс-медиа уже доминируют в сети, то в России интернет-ресурсы традиционных СМИ только начинают занимать места в десятке наиболее популярных сайтов классификатора Rambler's Top100 и других рейтинговых систем. Причем наибольшего успеха добиваются "гибридные" проекты - такие интернет-ресурсы, в создании которых помимо телевидения принимали участие крупные интернет-порталы (например, "За стеклом" и "Последний герой").
В первую очередь организаторов и участников секционного заседания интересовала популярность сетевых СМИ и интернет-ресурсов традиционных СМИ, во вторую - стратегии продвижения информационных ресурсов в интернете и вопрос о том, можно ли по-прежнему говорить о лидерстве сетевых СМИ в использовании онлайновых технологий и стратегий позиционирования. Среди участников форума были замечены Антон Носик (Lenta.ru), Павел Нефедов ("Ведомости"), Константин Рыков (Дни.ru), Наталья Хайтина (Нетоскоп.ru), Алексей Ковалев (Internet.ru), Александр Гагин (ВГТРК) и другие.
В результате сентябрьских событий в США аудитория российских сетевых СМИ увеличилась более чем в два раза - об этом говорят данные Rambler's Top100. До терактов совокупная доля ресурсов раздела "СМИ" уступала доле категории "Развлечения", но после 11 сентября трафик новостных сайтов резко вырос и составил около 15%. Непосредственно в дни теракта на новостные сайты приходилось 30% всего трафика в российском секторе интернета. При этом посещаемость лидеров среди сетевых СМИ выросла в два и более раза, тогда как для остальных информационных ресурсов рост в среднем был лишь полуторакратным. Однако была замечена и другая тенденция - сокращение разрыва между онлайн-изданиями и интернет-ресурсами традиционных СМИ.
Новый справочник дает информацию о представителях всех ветвей федеральной и региональной власти.
Из графика видно: трафик лидирующих интернет-СМИ в моменты острых событий резко повышается, однако затем интерес спадает и суточная аудитория фиксируется на новом постоянном уровне; популярность же сайтов "бумажных" СМИ растет плавно - число их читателей не поднимается столь резко в кризисные моменты, но зато и не спадает по окончании событий. Электронные версии "традиционных" СМИ, сделав быстрый старт в 1997-1998 гг., перешли в режим довольно медленного роста. Однако после событий 11 сентября они начали развиваться быстрее, причем в отличие от лидеров онлайновых СМИ рост не ограничился кратковременным всплеском. Кроме того, последний год принес весомые свидетельства успеха офлайновой раскрутки сайта телекомпании НТВ, а также программ "За стеклом" и "Последний бифштекс" - интернет-ресурсы стремительно врывались в верхние десятки сетевых рейтингов. Если кого и боятся лидирующие интернет-СМИ, так это телевидения, в чем не постеснялся признаться главный редактор "Газеты.ru" Владислав Бородулин.
Сегодня ежедневная интернет-аудитория таких изданий, как "Спорт-Экспресс", "Известия", "Комсомольская правда", превышает 30 тыс. человек (по рабочим дням). Это составляет около 1,5-6% тиража "бумажных" газет, поэтому можно предположить, что потенциал роста весьма велик. Оценить его можно на примере "НГ", ежедневная интернет-аудитория которой - свыше 13 тыс. человек, то есть около трети "бумажной" аудитории газеты.
По словам ведущего секции Ивана Засурского, отсутствие интереса к сети и дефицит работающих в ней бизнес-моделей привели к тому, что интернет-СМИ получили значительную фору в развитии. Однако затишье закончилось - сегодня они сталкиваются с конкуренцией со стороны игроков другой весовой категории. Именно о конкуренции и активизации интернет-ресурсов традиционных СМИ развернулась основная дискуссия на секции между представителями двух крупнейших сетевых СМИ: Антоном Носиком (Lenta.ru) и Константином Рыковым (Дни.ru). По словам Антона Носика, передел нынешнего информационного рынка интернета вряд ли возможен. "У "Ленты" своя устоявшаяся
аудитория. Мы недавно специально отключили всю внешнюю рекламу "Ленты". Никакого падения в рейтингах заметно не было", - сказал он. Главный редактор "Ленты" отметил также, что традиционные СМИ, так как они поздно появились на рынке, лишены огромной базы новостных архивов, проиндексированных в поисковых системах. А это, считает Носик, одно из важнейших преимуществ в борьбе за пользователей, которые ищут новости в сети. Другими словами, если разыскивать новости через поисковую систему, то шанс встретить сообщение из "Ленты" или "Газеты.ru" гораздо больше, чем из любого традиционного СМИ.
Константин Рыков, руководитель проекта Дни.ru, не видит принципиальной разницы между ресурсами сетевых СМИ и сайтами офлайновых изданий. Результатом роста традиционных СМИ стало то, что они наконец-то научились продвигать себя и играть по общепринятым правилам. Для сравнения он привел пример с "Известиями", "Комсомольской правдой" и "Московским комсомольцем". Первые два проекта, по его словам, активно занимаются своим продвижением в сети, а третий - нет, и потому его популярность в интернете стоит на месте, хотя "МК" пользуется не меньшим спросом. Вытеснить лидеров с рынка невозможно, можно лишь научиться играть с ними на одном уровне, что постепенно и происходит.
Участие в дискуссии принял и главный редактор службы интернет-вещания канала РТР Александр Гагин, который рассказал о планах по завоеванию ниши на информационном рынке. Задачей ВГТРК является построение нового электронного СМИ - государственного интернет-канала "Россия". Уже сейчас запущен новый сайт программы "Вести" (rtr-vesti.ru), который, по мнению Гагина, сыграет значительную роль в информационном поле российского интернета.
"Жаль, что лидеры рынка интернет-СМИ следят друг за другом и не замечают других конкурентов-тяжеловесов", - так оценивает итоги секции Иван Засурский. По его словам, сетевые СМИ есть за что ценить. "В новой российской информационной системе они стали чем-то вроде резервного независимого информационного канала, из которого журналисты в провинции получают массу информации, которую иначе им было бы не достать, - считает он. - Именно поэтому статьи "Газеты.ru" и "Ленты" так часто перепечатывают". Впрочем, говорить о поражении сетевых СМИ еще рано - они по-прежнему собирают в несколько раз больше посетителей, чем даже самые популярные из интернет-ресурсов традиционных СМИ. Последним еще придется многому научиться у своих коллег из сети, прежде чем они будут конкурировать на равных.