ПОЗВОЛИМ себе выдержку из одного программного документа:
"Институт прикладной теологии и социодинамики (ЕИПТиС), в просторечии именуемый "Институтом фундаментализма", будет основан в Екатеринбурге в 2031 году. Целью нашего сайта является подготовка того концептуального пространства, в котором сможет действовать Институт - синтез мифологической, "нормативистской" аксиологии с позитивистским системным анализом. Современный человек не имеет адекватного представления о фундаментализме, национализме и антигуманизме. Для одних это - практики ненависти, для других - объекты ненависти. Для нас это - слова, которым требуется вернуть их истинное, конструктивное содержание. Не призыв подавить человека, но призыв вернуть смертным разумным существам их исходное предназначение. "ПОИСК ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ" - вот наша позитивная программа"
Адрес сайта, на котором этот программный документ опубликован - www.mumidol.ru/cino/. Автор этого футуротворческого портала Алекс Романовский, более известный в сети как LXE (livejournal.com/~lxe), - человек из породы тех одиноких воинов, которые пишут на своих чистых знаменах слово "мы", подразумевая, что за ними идут некие единомышленники. На деле же каждый такой воин сам себе интернационал и сам себе армия: любой, зачисляемый им в соратники, - сам основатель какого-нибудь "учения" или хотя бы "движения", в котором сам же, в одиночку, и состоит. Но lxe здесь выгодным образом отличается от конкурентов, заявляющих свои учения и течения как нечто состоявшееся и реально существующее: он помещает свой "Институт фундаментализма" в недалеком будущем.
На сайте есть несколько достаточно серьезных (хоть в них и упоминаются как свершившиеся события, датированные, например, 2105 годом) и глубоких социоисторических и психологических исследований, и это не борхесовский Тлен/Укбар, - реальность, подлинность их предмета ощущается почти телесно и подтверждается размышлением.
Несколько непропорциональное место в рассуждениях lxe занимают, кажется, Санкт-Петербург и рок-н-ролл. Но эту маленькую слабость автору "Института фундаментализма" можно простить: в конце концов действие законов генетики вообще иллюстрируют на дрозофилах, что ни в коем случае не умаляет значения этих законов для человека.
Особого внимания "Институт" lxe заслуживает, кстати, уже потому, что его штудии, классификации и прогнозы - это не искусство ради искусства, не чистое литературоведение, но попытка действительно понять механизмы общественного движения и обозначить вехи, на которые надо будет пытаться ориентироваться, двигаясь дальше. Кроме того, "Институт прикладной теологии и социодинамики" не страдает обычным для подобных проектов изоляционизмом: lxe отслеживает многие родственные актуальные дискурсы, анализирует их, дает им оценку, вступает в полемику, т.е. является не просто точкой пути или плоскости, но именно узлом сети - с указателями и справочным аппаратом.
Временами, правда, бывает сложно удержаться от полемики и читателю материалов "Института". Среди идей-вех, на которые lxe предлагает ориентироваться, он называет ксенофилию - чужелюбие, "вплоть до ксеноцентризма", т.е. до признания именно за чужим априорной правоты в спорных вопросах и первоочередного права решать и определять. Подобная фигура кажется чистейшей воды игрой смыслов, едва ли не маркетинговым ходом для привлечения внимания. Если я признаю, что чужой прав, то он уже не чужой вовсе, а самый что ни на есть свой, потому как "чужой" - в словарь загляните - это "далекий по духу, по взглядам". Если же я признаю за чужим право решать только потому, что он чужой, то это уже выглядит просто глупостью - того же порядка, что и, например, кровная месть или априорная правота старших.
Но, как говорит сам lxe, "время само отсеивает пропаганду и маркетинг, оставляя будущим поколениям единичные образцы истинного творчества, истинного пророчества, истинного мысленного эксперимента". "Институт фундаментализма", похоже, именно из таких образцов.