В ИЗВЕСТНОМ анекдоте выпускник строительного института мог выполнять две функции: копать и не копать. В отличие от героя анекдота функциональные возможности графоманов изрядно ограничены - не писать они, как известно, не могут. Слабость эта признается в нашем обществе вполне простительной и безопасной, тем более что навязать нам плоды своих трудов графоманы в большинстве случаев не в состоянии. По крайней мере, раньше не были в состоянии. У каждого, наверное, есть знакомый, ежегодно издающий за свой счет книжку стихов "Миг в тишине" или мемуары "Обыкновенная жизнь".
С появлением интернета возможности среднестатистического графомана представить свое творчество широким массам многократно возросли. Плюсы для желающего опубликоваться налицо: миллионная потенциальная аудитория и отсутствие затрат на публикацию. Однако, несмотря на все позитивные стороны, которые обеспечивает интернет, примеров удачной конвертации сетевой популярности в популярность "традиционную" не так много. Можно вспомнить Владимира Тучкова, лауреата сетевого конкурса "Тенет-98" в разделе "Юмор", победителя "Тенет-96" и "Арт-Тенет-97" в номинации "рассказы" Олега Постнова - на смену редакторскому интерфейсу пришли серьезные издательства, такие, как знаменитый акунинской серией "Захаров" и "Амфора". Тем не менее подобный успех - скорее исключение, чем правило, и большинство людей, публикующихся во всемирной сети, никогда не обретут известности.
Среди интернет-ресурсов, помещающих на своих страницах плоды творческих усилий сочинителей, выделяется журнал с ностальгическим названием "Самиздат" (http://zhurnal.lib.ru). Это дочерний проект одного из самых известных в русскоязычном интернете сайтов - виртуальной библиотеки Мошкова, содержащей самое большое в сети количество текстов на русском языке. Само слово "самиздат" лишь в наши дни приобрело буквальное значение - "издать себя" теперь может каждый, причем немедленно. Для публикации в журнале "Самиздат" достаточно зарегистрироваться, создать раздел и скопировать в него свой творческий продукт. После одобрения произведения модератором (редактором, отвечающим за "вменяемость" содержимого сайта) оно вывешивается на всеобщее обозрение в соответствующем разделе.
Выделяется "Самиздат" прежде всего размерами - почти 27 000 произведений. Разделов здесь имеется великое множество - от мистики до киберпанка, от мемуаров до любовных романов. Самый большой раздел - поэтический. В нем сейчас больше 8000 документов, причем количество одних только сборников стихов уже приближается к полутора тысячам.
Предусмотрена в журнале и обратная связь - читатели могут оценить каждую работу, выставив ей оценку от "очень плохо" до "шедевр" и обсудив ее на специальном форуме. Самые популярные работы входят в "Топ-40" по принципу хит-парада. "Топ" выглядит довольно пестро. Фантастический рассказ "Дождь" А.Ю. Пехова соседствует с любовным романом "Ольга. История любви" В.А. Гурболикова, а пособие "Лошади: как начать ездить верхом?" К.С. Шаинян делит список с воспоминаниями Ю.В. Гирченко "В Союзе все спокойно". Здесь же - рассказ об эротических переживаниях в кабинете у зубного врача и пособие по управлению собственными сновидениями (рекомендуется записывать свои сны в специальную тетрадь).
В журнале есть свои популярные авторы. Так, список "Топ-40" возглавляют сразу два рассказа одного автора - И.А. Дедюховой, третий ее рассказ обсуждается на форуме. Однако, несмотря на богатые возможности рубрикации (можно искать по жанрам, формам, по алфавиту, есть список новых поступлений), большинство авторов остается безызвестными даже для не очень многочисленных посетителей сайта. Лист, как известно, лучше всего прятать в лесу, а текст - среди тысяч и тысяч других текстов. Вряд ли кто-нибудь будет читать полторы тысячи стихотворных сборников, чтобы найти единственно ценное Слово. Сборник текстов становится их могильником, и единственный способ вырвать свое произведение из этой атмосферы - это послать друзьям и знакомым ссылку на собственное творчество. Пускай читают.