0
946
Газета Интернет Интернет-версия

01.03.2002 00:00:00

Дочки-матери

Тэги: интернет, форум


Из всех интернет-конференций и выставок Российский интернет-форум (РИФ) является одновременно самым представительным и самым закрытым. Для того чтобы принять в нем участие, необходимо уплатить довольно значительный взнос за регистрацию. Или предъявить удостоверение журналиста. При этом, поскольку форум проходит на протяжении нескольких дней в подмосковных "Лесных далях" в самом конце Рублевского шоссе, многие предпочитают расстаться с вдвое большей суммой, лишь бы не приходилось каждый день мотаться в Москву и обратно.

Обсуждения на РИФе часто задают тон дискуссиям внутри интернет-индустрии на полгода вперед - просто потому, что общим языком "интернетчиков" становится тот, который вырабатывается в ходе форума. На этот раз, как обычно, на РИФе слишком много тем для того, чтобы охватить их в одном материале. Поэтому мы остановимся на одной из, наверное, наиболее провокационных тем - удастся ли сетевым СМИ выжить в конкурентной борьбе с интернет-ресурсами традиционных массмедиа (газет, журналов, телекомпаний и радиостанций).

Неспособность представителей "традиционной" медиаиндустрии должным образом конкурировать с онлайновыми публикациями уже не раз обсуждалась на РИФе и на других форумах. Если во всем мире крупные конгломераты массмедиа уже доминируют on-line, то в России интернет-ресурсы традиционных СМИ только начинают занимать места в десятке наиболее популярных сайтов раздела "СМИ и периодика" Rambler's Top100 и других рейтинговых систем. Причем наибольшего успеха добиваются "гибридные" проекты - то есть такие интернет-ресурсы, в создании которых помимо телевидения принимали участие крупные порталы (например, "За стеклом" и "Последний герой").

Однако еще в прошлом году в десятке их не было и не могло быть, не говоря уже о скандальном третьем месте сайта "За стеклом" среди всех ресурсов российского интернета. За прошедшие несколько лет сетевые ресурсы традиционных СМИ показали гораздо более мощную динамику, чем интернет-издания. При этом у них в запасе оказывается серьезный потенциал как в виде собственной аудитории, так и в виде обилия редакционного "контента", то есть информационных материалов. При этом интернет-ресурсы традиционных СМИ, как правило, не несут расходов, связанных с подготовкой "контента", это бремя лежит на материнских компаниях.

Таким образом, дочерние интернет-ресурсы оказываются в более выгодном положении по сравнению с "чистыми" сетевыми СМИ, то есть с интернет-изданиями, для которых сеть является основной и единственной средой существования. Их преимущество (Gazeta.ru, Lenta.ru и RBC по-прежнему остаются бессменными лидерами раздела "СМИ и периодика") принято было объяснять двумя факторами, связанными с "исключительно сетевыми" технологиями. Во-первых, особыми формами подачи материала, а во-вторых, трезвым пониманием законов функционирования партнерских схем и рекламных баннерных систем, позволяющим обеспечивать необходимую "засветку" интернет-ресурсов и привлекать "трафик" на сайты. Это тайное знание оставалось уделом немногих. Всеми его аспектами владели специалисты, привлечение которых гарантировало успех проекта.

Участие таких специалистов обходилось крайне недешево, в то время как традиционные издания не готовы были платить им ставки, превышавшие заработные платы лучших журналистов. Этому препятствовало отношение к интернету как к задаче неприоритетной. Пожалуй, первыми отошли такого взгляда, судя по популярности, в "Комсомольской правде" и газете "Известия" - изданиях, входящих в Профмедиа холдинг, крупнейшим акционером которого является ОНЭКСИМбанк, или Росбанк, как теперь называется эта структура, которую принято ассоциировать с Владимиром Потаниным. Профмедиа холдинг также является акционером журнала "Эксперт", который выпускает специальную секцию журнала, в рубрике на сайте озаглавленную как "Эксперт-Интернет". Интерес, проявленный к проекту, был вознагражден сторицей, и интернет-ресурсы Профмедиа занимают соответственно седьмое и девятое места в традиционной конфигурации раздела "СМИ и периодика" Rambler"s Top100.

Следует справедливости ради заметить, что "Независимая газета" стабильно находится на 13-м месте в рейтинге. Однако если "Известия" и "Комсомольская правда" пока собирают доли аудитории, не соизмеримые с общим тиражом изданий, то интернет-аудитория "НГ" достигает уже трети ее общего тиража каждый день, кроме воскресенья, когда она остается единственным способом доступа к газете. Среди изданий, собирающих в день от 10 до 40 тысяч посетителей, почти каждое второе - это сетевая версия газеты. Интернет-СМИ из лидеров рынка - Gazeta.ru, Lenta.ru и RBC - по-прежнему чувствуют себя вне опасности. Их аудитория продолжает расти, правда, довольно стабильно. Никто не чувствовал присутствия интернет-версий бумажных СМИ вплоть до событий 11 сентября, когда они стали по-настоящему популярны. С тех пор их аудитория продолжает расширяться быстрее, чем даже у "гигантов", хотя они остаются игроками разных весовых категорий. Но появляется ощущение, что они могут поменяться местами, если только интернет-СМИ не владеют по-прежнему особыми рецептами популярности. Другими словами, им необходимо предлагать читателям что-то особое, чтобы и дальше им ничего не угрожало. Это может быть создание специальных тематических проектов - вроде "олимпийских", о которых можно прочитать подробнее в статье об Олимпиаде в интернете на этой полосе.

Модератор секции Иван Засурский признает, что отчасти это "провокация", которая может дать нам возможность поразмыслить о направлениях развития информационных проектов в интернете. По его словам, оригинальные онлайновые ресурсы представляют собой одно из важнейших достижений сети, у редакций есть достаточно времени для того, чтобы познакомить новую интернет-аудиторию со своими достоинствами. Однако от того, кого выберут "новички", вероятно, зависит их будущее. Мы вернемся к результатам дискуссии по окончании Российского интернет-форума.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
1641
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
1139
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
1326
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
1374

Другие новости