В конце января в интернете завершился первый международный фестиваль Read Me 1.2, посвященный "художественному осмыслению программного обеспечения". Организованный "Макро-центром", который действует с прошлой осени при Государственном музейно-выставочном центре Министерства культуры РФ "РОСИЗО", фестиваль стартовал в октябре 2001 г. и затронул весьма актуальный вопрос об отношениях художника с высокими технологиями и массовым производством.
Чтобы пояснить концепцию фестиваля, необходимо обратить внимание на ее новаторство. Нет ничего сложного в том, чтобы создать произведение искусства с помощью уже существующих программ: править фотографии и рисовать картинки на компьютере умеет каждый второй опытный пользователь компьютера. Однако может ли быть действительно оригинальным произведение искусства, созданное в искусственной программной среде? И кого в этом случае считать "творцом" - создателя "картинки" или программиста, по отношению к которому художник выступает уже в качестве потребителя? Как бы то ни было, основной особенностью фестиваля является отказ от восприятия компьютерной программы как чисто прагматического инструмента.
Сейчас прием артистического программного обеспечения закончен, и жюри, в которое вошли такие известные деятели медиаарта, как Алексей Шульгин (художник, теоретик, пионер мирового сетевого искусства), Сергей Тетерин (автор нестандартных художественных проектов в интернете) и другие, подводит итоги и готовится к проведению апрельского офлайнового фестиваля в Москве. Лучшие работы удостоятся премии в 500, 400 и 300 долл. соответственно, а также выйдут на отдельном CD. Это произойдет в конце февраля, а пока каждый пользователь на сайте Read Me 1.2 (www.macros-center.ru/read_me) может ознакомиться с представленными работами и проголосовать за наиболее понравившиеся программы.
Выложенные в онлайне проекты фестиваля доступны для скачивания и использования, но не все из присланных работ прошли проверку на безопасность. Чтобы избежать недоразумений, организаторы предлагают не спешить с непроверенными программами, опасаясь, возможно, излишних проявлений художественного радикализма. Как выяснилось, не напрасно, но об этом чуть позже.
Большинство работ успешно прошли контроль и радуют своим разнообразием. Сайт уже сравнивали с виртуальным музеем, собравшим самые передовые работы в области художественного программирования. С этим трудно не согласиться. Помимо известных проектов типа Carnivore (программа, переводящая трафик интернета в музыку) и Birthday! Millennium, предназначенного для напоминания о предстоящих праздниках, присутствуют и работы, специально подготовленные к фестивалю.
Например, Read Me #1 Voter - программа для накрутки трафика и голосования за саму себя, выведшая из строя работу сайта на два дня, в течение которых конкурсные работы не принимались. Из-за нее окончательно перестал работать рейтинг, по результатам которого должны были вручить приз зрительских симпатий. Отдельные участники фестиваля с удовольствием воспользовались этой программой и быстренько накрутили себя до первого места. По всей видимости, организаторы фестиваля оказались не готовы к вторжению в свою акцию тех грубых проявлений жизни, с которыми ежедневно сталкиваются модераторы крупных рейтинговых систем, регулярно исключающих интернет-ресурсы за накрутки.
Кроме шуток: нелегкий труд устроителей Read Me 1.2 заслуживает быть отмеченным. Из множества присланных легкодоступных музыкально-графических программ, загадочных интерфейсов, оригинальных игр, скринсейверов с неожиданными свойствами и позитивных артистичных "вирусов" трудно выделить общую тенденцию, по которой стоит оценивать работы. Скорее всего в оценке скажутся личные вкусы представителей жюри, многие работы сравнению просто не подлежат. Трудности организаторов только на руку пользователям, которые в зависимости от своих интересов откроют для себя редкие или малоизвестные программы. Больше узнать о свойствах скринсейверов Windows поможет совет Эльдара Кархалева, откроет затаенные музыкальные способности Еrational, удивит своей красотой английский Virus 1.0 и т.д.
Единственное, о чем приходится жалеть, это очевидное преимущество западных работ, присланных в основном из Лондона и Берлина, а не из Москвы и регионов России. Наверное, поэтому описание многих программ, иногда требующих подробной инструкции, не переведено на русский язык. Но это не беда, само появление подобного фестиваля на просторах рунета - это уже маленький праздник.