Тема киберсквоттинга - одна из самых животрепещущих на просторах российского интернета. Любой электронный информационный ресурс готов поделиться не одним десятком историй о том, как одни нехорошие люди отняли у других хороших людей их имена. То есть купили "чужое" имя в популярной доменной зоне с целью его дальнейшей перепродажи потенциальной жертве. Подобное действие в сети принято называть киберсквоттингом, виртуальным захватом, а "нехороших людей" - киберсквоттерами, захватчиками доменных имен.
Как известно, в одной доменной зоне не может существовать двух одноименных сетевых ресурсов. На это-то простое правило и обратили внимание интернет-спекулянты. Что, если раньше всех зарегистрировать пользующееся спросом имя в популярной доменной зоне, а потом его перепродать? Можно неплохо заработать.
Киберсквоттинг в мировом масштабе, похоже, переживает кризис. Тому есть несколько причин. Во-первых, в прошлом году значительно расширилось количество доменных зон. Помимо связанных со странами, появились международные зоны biz и info, а в рамках ICANN продолжаются дискуссии о дальнейшем расширении списка доменных имен первого уровня. Все это, очевидно, приводит к повышению стоимости киберсквоттерских операций: теперь, чтобы вынудить компанию выложить наличные за адрес, необходимо скупить больше имен.
Во-вторых, после нескольких прецедентных решений компании и корпорации научились отбирать доменные имена, включающие их торговую марку, даже в том случае, если кто-то успел их опередить и зарегистрировать адрес. При этом процессы проигрывают не только банальные киберсквоттеры, но и те, кто пытается использовать адрес в интернете для размещения информации на близкие темы, как это произошло, например, с организацией Greenpeace, зарегистрировавшей домен cogema.org, где Cogema - это название французской энергетической фирмы. Таким способом зеленые намеревались "мирно протестовать против атомной энергетики". Судья удовлетворил иск французов о "клеветнической кампании", вернул им доменное имя и наложил на Greenpeace крупный штраф. Главным аргументом стал тот факт, что торговая марка Cogema зарегистрирована в 26 странах мира. Подобные процессы выиграли Microsoft, Motorola и другие.
К сожалению, способов защитить свое имя в рунете до сих пор практически нет. Компания Kodak не может приставить к своей марке частицу "ру", потому что сайт захвачен российскими киберсквоттерами. Компания Google не может получить сайт Google.ru, владельцы которого заодно решили подкрепить свой престиж и доменным адресом в духе Rambler"s Top100, используя слова вместо цифр (почувствуйте разницу: top100.ru у Рамблера и topsto.ru у google.ru).
Первый рекорд киберсквоттинга в главном российском реестре поставил захватчик Денис Гледенов, создавший собственное регистрационное агентство доменных имен второго уровня Den Group (www.den.ru) и скупивший около 500 имен в зоне RU. Планку подняла юридическая фирма "АрбитражСудПраво", зарегистрировавшая около 2000 доменов, но и ее рекорд был эффектно побит интернет-агентством "Well", потратившим этой зимой значительную сумму на покупку более 5000 имен. В сотрудничестве с неким ООО "Латруаль" агентство зарегистрировало доменные имена, совпадающие с фамилиями известных политиков, бизнесменов, ученых, артистов и других публичных деятелей.
Ценность доменного имени с фамилией далеко не очевидна - имя начинает что-то стоить только после того, как кто-то заинтересовался возможностью сделать сайт. Самое, пожалуй, любопытное в этой истории - те ходы, которые используют киберсквоттеры нового поколения. Поэтому, прежде чем получить доход от продажи доменного имени, кибесквоттерам нужно заинтересовать потенциального покупателя. Отсюда и смешная реклама, апеллирующая к тщеславию жертв и всеми средствами напирающая на престижность "фамильного сайта".
В схеме присутствует также легкий шантаж. Так, владельцы доменного имени грозятся начать в 2003 г. реализацию проекта "Великие современники", в котором предполагается не только подобрать ссылки по персонам, но также открыть "немодерируемый форум" на каждом из адресов. В переводе на русский это значит, что каждый желающий сможет безнаказанно написать гадость.
Крупнейшие российские киберсквоттеры готовы отказаться от одного из своих приобретений в пользу любого желающего за определенную сумму - от 1000 до 7000 долларов США, причем в эту сумму включена и стоимость изготовления личного сайта. Полный список зарегистрированных "именных" доменов - от abalkin.ru до zuganov.ru - можно найти по адресу names.well.ru.
Мы предлагаем вам проверить свои силы и постараться ответить на вопрос: что следует делать пострадавшим?
А теперь правильный ответ.
Во-первых, нужно решить, действительно ли так необходимо иметь собственный сайт. Любой энтузиаст интернета первой волны с грустью поведает вам о выброшенных на ветер деньгах за доменные имена, оплаченные, но так и не превратившиеся в проект. Имейте в виду, что платить за доменные имена придется каждый год, а обновлять ваш сайт - еще чаще, если вы хотите, конечно, чтобы он был кому-нибудь интересен.
Во-вторых, необходимо проверить, зарегистрирован ли "фамильный" домен в других зонах com, net, org, biz или info.
В принципе люди все равно ищут сайты не по доменным именам, а через поисковые машины типа того же Рамблера. Так что не так уж и важно, где находится сайт, важно, что на нем можно найти. Если что-то стоящее там есть, то кому нужно, тот всегда обнаружит. Особенно если тот, кто будет делать сайт, правильно зарегистрирует ваш ресурс на крупнейших поисковых машинах.
На худой конец сделайте себе домен с именем - например, leonidabalkin.ru, или используйте другой вариант транслитерации. А лучше всего - воспользуйтесь бесплатным хостингом и заведите себе страничку где придется - для личной странички этого будет достаточно, в излишней бережливости вас никто не упрекнет.
И уж ни в коем случае не следует вступать ни в какой контакт с киберсквоттерами. Имейте в виду: что бы они ни говорили, за каждое доменное имя им придется платить каждый год. Так что не исключено, что уже в следующем году они потеряют интерес к большей части фамилий и вы сможете спокойно купить свой "фамильный домен", если, конечно, не передумаете.