В середине января общероссийская общественная организация содействия воспитанию молодежи "Идущие вместе", озабоченная "вытеснением значительной части классического литературного наследия коммерческим ширпотребом", объявила о проведении акции по обмену книг. Составив список "вредных" авторов и разместив их "по степени социального ущерба, нанесенного российскому обществу и культуре в целом", "Идущие" предлагали менять "вредные" книги на повести Бориса Васильева. Запрещенными оказались три автора: Виктор Пелевин, Владимир Сорокин и Карл Маркс. Позже в "черный список" добавили еще одного современника - Виктора Ерофеева. "Неделя возврата книг" должна была пройти с 21 по 27 января.
Проведение книжной акции имело широкий резонанс в прессе. Некоторые журналисты проводили прямую аналогию добровольной инициативы "Идущих" со сжиганием книг в нацистской Германии и с советской цензурой, называя организаторов то "гитлерюгендом", то "новым комсомолом". Неоднозначной была и реакция "опальных" писателей. Владимир Сорокин высказал свое безразличие по поводу литературной активности молодежи: дескать, "книги ему больше не принадлежат". Виктор Ерофеев в эфире радиостанции "Эхо Москвы", наоборот, открыто радовался бесплатной рекламе своих книг, которые, по его словам, были моментально распроданы. Против проведения подобной акции высказались в Союзе писателей России, Общественном центре имени Сахарова и Министерстве по делам печати РФ. Так, заместитель министра по делам печати Владимир Григорьев решительно осудил намерение молодежного движения делить писателей на полезных и вредных, напомнив, что "идея эта не нова".
На следующий день лидер "Идущих" Василий Якеменко заявил о временной приостановке акции. Сделано это было в связи с просьбой Бориса Васильева, который рассчитывал, что его уже успевшие стать классикой повести ("А зори здесь тихие", "В списках не значился") будут распространятся путем дарения, а не "адресного" обмена. Константин Лебедев, сотрудник пресс-службы движения "Идущие вместе", пояснил, что пожилому автору было трудно сдерживать натиск напористых журналистов, которые в последние дни буквально осадили писателя, поэтому к просьбе Бориса Васильева организаторы отнеслись с пониманием. Возобновить акцию "Идущие" планируют недели через две, только менять "вредные" произведения будут на классиков русской литературы, предположительно Бунина и Куприна.
Несмотря на столь огромное количество противников акции, в редакции электронного журнала Internet.ru нашлись даже добровольцы, взявшиеся "помочь" молодежным активистам. Узнав, что "Идущие" предполагают изъятие книг в 30 пунктах на территории Москвы, и посчитав, что такого банального "офлайнового" подхода будет явно недостаточно для того, чтобы собрать приличное количество экземпляров, Алексей Ковалев и Мария Кробка решили автоматизированно собирать электронные версии книг по всей России. В этих целях в рунете решено было запустить проект "Помоги идущему", реализацией которого занялся Максим Кононенко (более известный как Mr.Parker), организатор ряда некоммерческих проектов, таких как "Не моя война" (www.notmywar.ru), "Виртуальный мавзолей" (www.lenin.ru) и другие.
На сайте restitution.narod.ru, созданном добровольцами, каждый желающий мог выбрать наиболее социально вредное произведение и отправить его полный текст на электронный адрес "Идущих". Для тех, кто хотел как следует "помочь идущим", была специально предусмотрена возможность послать организаторам акции самый "толстый" роман Пелевина "Чапаев и Пустота" в двух экземплярах.
Хотя сам обмен длился всего один день, эта акция в сети проходила всю неделю, как было запланировано, и оказалась заведомо более результативной, чем предпринятая "Идущими вместе". 27 января были подведены мини-итоги: за неделю на электронную почту молодежного движения было отправлено около 1300 писем. Естественно, что благодаря находчивости сетевых активистов смысл акции поменялся на противоположный. Если целью обмена книг было изъятие "вредной" литературы, то теперь результатом оказалось ее размножение: ведь фактически пользователи интернета посылали "Идущим" одни и те же тексты, которые размножались непосредственно в процессе отправки. Соответственно, за неделю работы акции был произведен дополнительный полуторатысячный тираж "вредных" произведений.
О том, сколько гигабайт пришло на ящик "Идущих", сейчас сказать трудно, хотя в пресс-службе движения утверждают, что их электронная почта в полном порядке. Действия интернет-добровольцев никак не мешают проведению акции, и, по словам Константина Лебедева, на эту сетевую инициативу "Идущие" вообще не обращают внимания. "Всегда найдутся желающие спекулировать на честных начинаниях. Что ж, пусть веселятся и развлекаются. Наша акция не носит шуточного характера", - говорит Лебедев.
Максим Кононенко, напротив, рад, что за его электронным проектом скрыта доля шутки (и немалая), но при том настаивает на серьезности акции. По его мнению, вовлекать в грязные политические игры 50-тысячную армию подростков, формально состоящих в организации, не просто культурная провокация, а попытка выставить столичную молодежь за идиотов.
"Проект "Помоги идущему" - это вклад в борьбу с идиотизмом, - заявляет Кононенко. - Бороться надо не с Пелевиным или Сорокиным, а с интеллектуальным инфантилизмом".
Максим Кононенко - сетевой активист со стажем. Из его наиболее удачных проектов следует упомянуть прежде всего посвященный чеченской войне интернет-ресурс "Не моя война", запущенный в соавторстве с журналистом Сергеем Кузнецовым в марте 2000 г. Тогда на сайте notmywar.ru было опубликовано антивоенное заявление, заканчивающееся словами "Я не могу прекратить это, но я могу сказать: это не моя война". Каждый желающий мог поставить под ним свою подпись.
Несмотря на отсутствие какой-либо рекламы, проект за полтора года собрал полторы тысячи подписей. Однако трудно оценить значимость подобного рода инициативы, если оперировать исключительно цифрами. Для человека, испытывающего постоянный нажим милитаристско-патриотической предвыборной пропаганды центрального ТВ, увидеть длинный список людей, разделяющих его взгляд (одно его пролистывание на броузере занимает несколько минут), значит очень много.
Исследуя результаты политических кампаний, немецкий социолог Элизабет Ноэль-Нойман выработала модель, получившую название "спираль молчания". Эта модель объясняет, почему люди предпочитают не высказываться публично о тех вопросах, в которых они чувствуют себя меньшинством. Если вкратце изложить суть модели, то она опирается на две опорных посылки: что люди непосредственно ощущают общественное мнение (или то, что они принимают за оное) и что одним из самых глубоких страхов человека является опасение оказаться в изоляции. Когда нам кажется, что в обществе доминируют взгляды, с которыми мы не согласны, мы либо меняем свое мнение, либо просто перестаем говорить о них публично. Соответственно, процесс развивается по спирали: на каждом витке ощущение того, что в обществе доминирует определенная точка зрения, только усиливается, а количество тех, кто способен открыто выражать свое несогласие, уменьшается.
В этом смысле огромное значение подобных сетевых инициатив для - не боясь громких слов - демократии состоит в их способности создавать опору для альтернативных точек зрения и разрушать "спираль молчания".