Как известно, интернет cлавится разнообразием и непредсказуемостью. Что это значит на практике, хорошо показывает опыт проекта "Люди года" на "Рамблере". Всего стал известен 51 финалист (на момент сдачи номера 5 из предполагаемых 56 победителей так и не определены), а за титул "человек года" в общем зачете боролись Усама бен Ладен, Путин и "Я".
Все пользователи интернета - разные, и сеть не позволяет делать никаких обобщений. Поэтому вкусы и предпочтения пользователей - одна из самых интересных тем для исследования. Чтобы выявить эти предпочтения, постоянно формируются различные рейтинги, проводятся опросы и анкетирования. Все они касаются в основном или содержимого и посещаемости интернет-сайтов, или каких-то общественно-политических событий, и чаще всего становятся инструментом маркетинга. Как правило, такие исследования популярны у рекламистов, бизнесменов и политиков, для которых вопрос влияния всегда стоит чрезвычайно остро, но не у рядовых пользователей, мало ассоциирующих данные сухой статистики со своими личными интересами и пристрастиями.
Проект "Люди года" на Рамблере - это рейтинг, более привычный для традиционных, чем для электронных изданий, а именно, попытка ответа на вопрос: кто интересует обитателей сети, к кому они испытывают симпатию и одновременно - что думают об интернете те, кто интересен его пользователям?
"Шутливо называя новый проект "рейтинг с человеческим лицом", - говорит руководитель проекта Соня Соколова, - мы тем не менее преследовали важную задачу: "познакомить" поближе оффлайн и онлайн, предоставить больше информации из первых рук о людях, которые интересуют сетян, дать им возможность для неформального общения и, наконец, слегка "очеловечить" сухие данные статистики". 51 человек года - отражение интересов и симпатий российских интернетчиков, систематизированных согласно привычному для пользователя "Рамблера" классификатору Rambler"s Top100, и этот рейтинг, по словам г-жи Соколовой, "первый в русском Интернете, который рассказывает людям о людях".
Проект был официально запущен 28 ноября, однако его старт состоялся еще раньше: в течение месяца шел сбор предварительных данных и просматривалась статистика запросов, в результате чего в каждой тематической категории отбирались потенциальные лидеры. Данные, полученные таким образом, можно условно назвать "рейтинг поисковой системы": анализировалось количество запросов на ту или иную фамилию (или, если этих данных не хватало, на фирму, явление и событие) по статистике ключевых слов, а также количество найденных документов, в которых упоминалась персона. При сборе информации, как утверждает Соня Соколова, использовались все технологические возможности поисковой машины "Рамблера": статистика ассоциативных запросов (зачастую было важно не только найти человека, но и понять, в связи с чем он пользуется популярностью), статистика рейтинга Top100 (иногда человек упоминался лишь в связи с конкретным сайтом или только в негативном значении) и т.д.
По словам руководителя проекта, невзирая на обилие и разнообразие инструментария, зачастую найти потенциального лидера только при помощи статистики было довольно непросто. В итоге лидеры нескольких тематических категорий так и не были обнаружены. Иногда возникала ситуация, при которой организаторы просто не знали, на кого "запускать поиск". В этом случае приходилось прибегать ко второй стадии - по определению г-жи Соколовой, "стадии авторитетов": "При организации проекта мы консультировались с ведущими представителями тематических категорий рейтинга Top100 и задавали им один и тот же вопрос: кто, по вашему мнению, достоин стать Человеком года в вашей категории? Получив таким образом порядка десяти ответов, снова анализировали статистику".
Впрочем, наиболее интригующим, по словам руководителя службы веб-дизайна и программирования интернет-холдинга "Рамблер" Стаса Михальского, был третий, интерактивный этап (Соколова называет его "стадией симпатий"). 28 ноября 2001 г. на страницах рейтинга Top100 появилась специальная форма, в которую пользователям "Рамблера" предлагалось назвать Человека года. Каждый пользователь имел возможность проголосовать один раз с одного компьютера.
По данным Соколовой, данные поиска в некоторых категориях практически воспроизводят результаты голосования. В десятку лидеров в общем зачете вошли персонажи, пользующиеся у народа неослабевающим интересом: Илья Лагутенко, Максим Галкин, Сергей Бодров, Руслан Нигматуллин. Голосование также помогло выявить нескольких лидеров, которых не смогли обнаружить данные поисковой системы: это компания "Нижфарм", Служба 77, театральный драматург и режиссер Евгений Гришковец, митрополит Кирилл и др. Все они в результате стали лидерами тематических категорий Rambler"s Top100.
"Однако есть одна категория, в которой голосовать оказалось невозможно изначально. Это "Дети" - потому что для каждого родителя его ребенок самый-самый. И мы приняли волевое решение присудить победу в этой рубрике детям сотрудников "Рамблера". Как представителям всех детей, разумеется", - смеется Соня Соколова.
На страницах каждого Человека года появились биографические справки, фотографии, ссылки. Поскольку проект запускался как предновогодний, лидеров по тематическим категориям попросили написать всем пользователям сети поздравление с Новым годом. В результате, по словам Сони Соколовой, компания стала обладателем внушительной коллекции автографов великих людей, рукописные версии которых предполагается выставить в музее "Рамблера".
Однако самая ожесточенная и интригующая борьба в общем голосовании развернулась между Владимиром Путиным и... словом "Я": почти треть участвовавших в опросе интернетчиков в очередной раз доказали, что их единственный авторитет в сети - они сами, и это стало, как сказано в пресс-релизе "Рамблера", "триумфом и крахом сетевого индивидуализма". Третье место пользователи упорно пытались отдать "террористу номер один" Усаме бен Ладену, чье имя фигурировало в восьми вариантах написания.
Голосование на звание "Человек 2001 года" завершилось 31 декабря, всего в нем приняли участие более 30 тыс. пользователей интернета. В тяжелой борьбе с "Я" победил Владимир Путин. Подарком победителю стала трансляция его новогоднего обращения к жителям России.
Весной в каждой категории вновь появится форма для голосования. Как шутят в интернет-холдинге, "пользователи оправдали доверие" и в 2002 г. "Люди года" будут определяться через прямое голосование не только в общем зачете, но и по всем категориям рейтинговой системы Rambler"s Top100.