Зародившееся в США в начале 90-х брокерское обслуживание через интернет сегодня представляет собой серьезный бизнес. Когда-то небольшие компании, пионеры этого рынка, сейчас превратились в настоящих гигантов и делят пальму первенства по количеству активных онлайн-счетов с традиционными брокерскими компаниями. Капитализация первых американских интернет-брокеров Ameritrade и E*Trade по состоянию на декабрь 2001 г. достигла 1,22 млрд. и 3,71 млрд. долл. соответственно, а рыночная стоимость акций компании Charles Schwab Co., 80% операций которой совершаются в режиме онлайн, в это же время составила 21,3 млрд. долл. Недавняя сделка по продаже инвестиционным банком Credit Suisse своего онлайнового подразделения по торговле акциями за 500 млн. долл. канадскому банку Bank of Montreal (стоимость которого выросла почти в 5 раз за пять месяцев!) дает хорошее представление о том, какие объемы финансовых ресурсов задействованы в этом бизнесе.
С точки зрения жизненного цикла данный сектор в США находится в стадии зрелости (17 млн. онлайн-инвесторов), тогда как в Европе процесс начинает набирать обороты (3,9 млн. инвесторов). В России развитие финансовых услуг в интернете началось всего два года назад и сейчас совершает только первые шаги.
"Если вы хотите поучаствовать в российском экономическом буме, то самое время начинать покупать акции российских компаний", - утверждает Дмитрий Старенко, директор интернет-брокера Nettrader. Его убежденность явно контрастирует с экономическим спадом в США и общим отношением к сочетанию слов "интернет" и "инвестиции", утвердившимся по окончании интернет-лихорадки, но Старенко, похоже, это не смущает: "Впервые за 80 лет происходят здоровая экономическая экспансия российских компаний и интеграция экономики в мировой рынок. В ближайшие два-три года Россия должна занять новое место в мировой экономике. Вероятность увеличения стоимости акций велика как никогда".
После интернет-лихорадки
В конце 2000 г. в США бум интернет-технологий и ажиотаж вокруг компаний нового поколения, обещающих небывалые прибыли за короткий срок, привели к тому, что "пузырь" раздутых ожиданий лопнул. Пострадал не только сектор информационных технологий - трясло и лихорадило весь фондовый рынок, а на экономике США провал таких масштабов отразился началом рецессии, повлекшей за собой спад экономической активности уже на мировом уровне.
Интернет-трейдинг как сфера услуг принял на себя удар одним из первых. Активность участников фондового рынка в результате перенесенного кризиса снизилась, а недавняя интернет-лихорадка сменилась общим недоверием к компаниям, предоставляющим услуги через сеть. Большинство "новых" частных инвесторов, еще недавно с гордостью говоривших об индивидуальном управлении своими финансовыми ресурсами через интернет, вернули активы в доверительное управление профессиональных трейдеров или просто переложили деньги на банковские счета.
На сегодняшний день, рассматривая сферу торговли ценными бумагами в интернете на американском фондовом рынке, можно четко выделить снижение активности, отражающееся на объемах дохода брокерских компаний: по данным опроса онлайн-брокеров, проведенного Deloitte & Touch, с начала спада на фондовом рынке активность их клиентов снизилась на 42%. Количество онлайн-сделок, производимых в день клиентами TD Waterhouse - одного из наиболее крупных американских онлайн-брокеров, - в октябре 2001 г. снизилось на 36% по сравнению с октябрем 2000 г., а общее количество открытых новых счетов сократилось на 41% по сравнению с показателями прошлого года. В то же время доходы взаимных фондов, принадлежащих TD Waterhouse, увеличились за год на 24%, что свидетельствует об активном "перекладывании" средств клиентами с индивидуальных брокерских счетов в инвестиционные фонды с профессиональным управлением.
Можно сказать, что кризис оказал в целом благотворное влияние на рынок услуг интернет-трейдинга, очистив его от т.н. "американских домохозяек фондового рынка": компании-однодневки, обещавшие быстрое обогащение без всяких знаний и усилий, быстро прогорели и ушли с рынка (к сожалению, ушли и многие их клиенты). По результатам исследования, проведенного в апреле 2001 г. Harris Interactive Financial Landscapesm, все большее количество клиентов брокерских компаний переходит от осуществления сделок в режиме онлайн к телефонному обслуживанию и подаче приказов через "живого" брокера. Тем не менее исследование показало, что из числа инвесторов, вкладывающих деньги в акции, 40% делают это через интернет, и эта цифра остается неизменной последние два года.
Аналитики связывают перспективы индустрии онлайновых брокерских услуг с будущим развитием экономики в целом. При наступлении очевидных признаков начала выздоровления инвесторы опять устремятся на фондовый рынок и понесут деньги на счета онлайн-брокеров. Сами же компании - те, которые переживут рецессию, - научатся грамотно управлять расходами и будут готовы принять новый поток клиентов. Прогнозы аналитиков обнадеживают: Ameritrade, говоря о динамике роста количества онлайн-счетов, предсказывает увеличение с 10 млн. в 1999 г. до 40 млн. к 2004 г. Сейчас, в конце 2001 г., число онлайн-счетов составляет уже 20 млн. против 67 млн. традиционных счетов (см. график).
Доля интернет-сделок продолжает расти
На сегодняшний день российский рынок потребителей брокерских услуг онлайн представлен лишь самыми "продвинутыми" частными инвесторами. Однако численность новых клиентов онлайн-брокеров продолжает расти. Если в начале 2000 г. говорили о том, что какие-то две сотни инвесторов осуществляют сделки через первых российских интернет-брокеров, то сейчас, к концу 2001 г., их насчитывается порядка 30 тыс. Количество самих интернет-брокеров перевалило за сотню.
По прогнозам Ameritrade, в 2004 г. количество традиционных и онлайн-счетов будет одинаковым.
Ядро российских клиентов онлайн-брокеров составляют профессиональные спекулянты. Это именно те люди, для которых торговля акциями является основным занятием или источником дохода (заметим, что не всегда источником дохода). Пока доля торгового оборота через интернет-шлюз ММВБ во многом обеспечивается за счет этой публики. Тем не менее следует отметить, что рост числа онлайн-инвесторов происходит за счет иной категории клиентов - непрофессионалов. Это те люди, которые пришли на фондовый рынок вообще без опыта или лишь с небольшим опытом.
После кризиса 1998 г. эти люди стали более ответственными и мудрыми в отношении таких понятий, как риск и доходность. Тем, кому "мудрым" быть тяжело в силу недостатка экономического образования и отсутствия предыдущего опыта, сейчас дано много возможностей наверстать упущенное. Это и обилие тематических ресурсов в интернете, и огромное количество качественной информации, исходящей как от лидирующих игроков рынка (например, уже ставшая "классикой" книга "Один "клик" - и Вы капиталист" директора компании NetTrader Дмитрия Старенко), так и от независимых источников. Сами компании, которые раньше не утруждали себя образовательными программами, теперь вынуждены это делать вследствие более жесткой конкуренции. Появились специализированные сайты finart.ru, ifin.ru, e-finance.ru и другие. Есть сайты, посвященные только банкам, паевым фондам или корпоративным облигациям. Конечно, все это доступно только пользователям сети, и мало знакомые с интернетом люди по-прежнему ограничены в информации. Но, как известно, о накоплениях и сбережениях граждане начинают задумываться при достижении какого-то определенного порога материального благосостояния. Анализ роста и качественного состава аудитории сети подтверждает тенденцию к преобладанию именно людей с доходами выше среднего - другими словами, совпадение целевой аудитории налицо.
Для таких инвесторов очень характерны следующие признаки: преобладание мужчин (более 90%); преобладание людей с высшим или незаконченным высшим образованием (свыше 90%); концентрация инвесторов в крупных городах (более 90%); эти люди являются пользователями многих других услуг в области финансов или хотя бы одной из них (вклады в банках, наличие пластиковых карточек, знакомство со страховыми услугами, опыт инвестирования в иные финансовые инструменты и т.д.).
Эти тенденции накладываются на активный рост интернет-составляющей торгов на крупнейших российских площадках. В частности, только в секции фондового рынка доля сделок, заключенных через интернет-шлюз ММВБ, превысила 60% от общего количества сделок в секции фондового рынка ММВБ, и эта цифра только растет. По данным последнего мониторинга для той же площадки, через сетевой биржевой "шлюз" работало 143 банка и инвестиционных компаний, а с учетом субброкеров (брокеров, которые работают с биржей не напрямую, а через другого брокера) число компаний, предлагающих услуги интернет-трейдинга, превышает две сотни.
Неудивительно, что помимо обычных брокеров, инвестиционных компаний и банков, предлагающих финансовые услуги в режиме онлайн, в России появились и компании, которые позиционируются как "чистые" интернет-брокеры, - например, Web-Invest.ru, NetTrader.ru.
Российские интернет-брокеры не упустят свой шанс
Изначально российские интернет-брокеры, следуя распространенной в мире концепции, были настроены на ненавязчивый сервис, состоявший в предоставлении доступа на биржу при помощи специальных торговых систем, которые брокер разрабатывал самостоятельно или покупал у известного разработчика. Таких готовых продуктов на рынке сегодня порядка десяти, включая самые распространенные: Quik, NetInvestor, ИТС-Брокер. То есть любая незатейливая контора могла купить недорогую программу и начать привлекать онлайн-инвесторов, что, собственно, и происходило в период бурного расцвета интернет-брокеров в этом году. При этом клиента обделяли вниманием, не обеспечивали должным информационно-аналитическим сопровождением и обучающими программами (для тех, кому это необходимо), своевременной отчетностью и современными средствами электронной безопасности.
Сегодня онлайн-инвестор не только продвинутый, но и очень взыскательный. За два года существования интернет-торговли акциями в России он научился отличать качественные услуги от некачественных. Только очень крупные банки или брокеры могли позволить себе разработку собственных качественных торговых систем, и только совсем немногие "довели до ума" свой брокерский интернет-продукт и обеспечили все необходимые сервисы, соответствующие потребностям инвесторов.
Появление на рынке "новых инвесторов", нуждающихся в особом подходе и дополнительных сервисах, привело к тому, что брокеры разделились на группы. Самая многочисленная группа состоит из брокеров, которые ориентированы исключительно на спекулянтов с большими оборотами. Другая группа брокеров (явное меньшинство) решила взять на себя риск развития розничных инвестиций. В частности, генеральный директор компании NetTrader.ru Дмитрий Старенко надеется на то, что российский рынок интернет-трейдинга скоро будет отмечен впечатляющим ростом и его компания займет достойное место в сфере обслуживания "новых инвесторов".
По-видимому, все будет зависеть от того, насколько лидерам рынка торговли акциями через интернет удастся, с одной стороны, создать выгодные условия торговли для профессиональных спекулянтов, с другой - обеспечить приток новых клиентов. Задача непростая, однако и небезнадежная, и результат во многом будет определяться способностью интернет-брокеров обеспечивать своих клиентов качественной информацией.
В отсутствие личного контакта клиента и брокера информационный обмен должен происходить опосредованно, через медиаканалы и интернет-ресурсы брокеров. От того, насколько качественными будут эти рекомендации, зависит репутация брокерской компании. Впрочем, этот механизм продвижения услуг работает в средне- и долгосрочном плане, в то время как для привлечения клиентов сейчас используются другие, проверенные рычаги - вроде "5 первых операций бесплатно".
Расчет понятен: когда будут удовлетворены основные потребности и деньги начнут оседать в "заначках" и на банковских счетах со скромными процентами, возможно, кто-то решит попробовать, а потом, глядишь, и втянется. Особенно если подтвердятся предсказания о возможности легкого заработка на пресловутом российском экономическом буме.