0
878
Газета Интернет Интернет-версия

07.12.2001 00:00:00

Образование или путешествия?

Тэги: рамблер, сезон


Сезонные колебания являются неизбежным спутником всех исследований, оценивающих поведение человеческого общества в странах, где таким колебаниям подвержена природа. Известно, например, что летом рост аудитории российского интернета затормаживается, в то время как с наступлением холодов он значительно усиливается. Учитывая лидерство Финляндии в области развития информационных технологий, некоторые наблюдатели встречают суровую российскую зиму с оптимизмом и надеждой на то, что холода приведут в киберпространство новых пользователей.

Но как оценить этот прирост? Здесь встает вопрос методики исследований. В панельных исследованиях проводятся измерения, например, в апреле и октябре нынешнего года, их сравнивают с данными за те же месяцы прошлого года. Такой метод дает возможность измерить общий рост аудитории интернета, но не позволяет сделать каких-либо выводов о ее сезонных колебаниях. В отличие от панельных исследований данные Rambler"s Top100 собирают непрерывно, каждый день. Поэтому становится реальным исследовать колебания аудитории с небольшими периодами, например за квартал. Кроме того, все ресурсы рунета при этом классифицируются на 56 категорий, что позволяет отслеживать эти колебания раздельно: отдельно для сайтов СМИ, отдельно для образовательных сайтов, отдельно для развлекательных и т.д.

Образование

Рассмотрим посещаемость ресурсов этой категории, создающей почти 3% посещаемости рунета на протяжении последних трех лет.

На графике 1 изображен рост посещаемости сайтов категории "Образование" за последние три года. Пунктирной линией показано, что получается, если удалить сезонные колебания. Примечательно, что очень похоже ведет себя средний рост аудитории рунета за тот же промежуток времени, измеренный Gallup Media.

При этом четко видны сезонные пики и провалы. Пики приходятся на конец весны и осени, то есть на окончание семестра. Минимальный объем аудитории - на январь и июль. Январский спад менее глубокий и связан с зимними каникулами, летний провал - намного более глубокий - с длительным перерывом в работе учебных заведений.

Таким образом, если вы открыли новый сайт и создалось впечатление, что он быстро набирает обороты, это ощущение может оказаться обманчивым. Не исключено, что на самом деле ресурс просто попал в полосу сезонного подъема соответствующей отрасли. И наоборот.

Некоторыми исследователями отмечался рост посещаемости образовательных ресурсов с лета по осень в девять раз (см. "Глобальную статистику" Spylog по адресу gs.spylog.com). Нам кажется более правильным говорить об амплитуде сезонных колебаний.

Путешествия

Другая категория ресурсов, где наблюдаются сильные изменения посещаемости в зависимости от сезона, - "путешествия". Совокупная посещаемость сайтов этой категории вдвое уступает образовательным сайтам, составляя 1,6% общего трафика рунета, однако наши наблюдения показывают, что растет она несколько быстрее. Видимо, тяга к перемене мест охватывает все большее количество населения и все больше людей пользуется интернетом для определения маршрута своих путешествий.

Ресурсы этой категории ведут себя просто. Подобно биосфере, они "оживают" летом и "засыпают" зимой, что можно отчетливо проследить по графику 2, изображающему рост (и уменьшение) аудитории ресурсов категории "путешествия" Rambler"s Top100. Здесь сплошной черной линией показан трафик категории "путешествия", а серой - аналитическая функция, аппроксимирующая этот трафик. Тонкая пунктирная линия соответствует общему росту посещаемости категории после удаления сезонных колебаний. Поразительно, насколько точно рост реального трафика на сайтах туристических компаний совпадает с математической формулой, выведенной нами для описания сезонных колебаний.

Заметно, что амплитуда колебаний сайтов категории "путешествия" меньше, чем в случае категории "образование". Неудивительно - в отличие от университетской системы сезоны отпусков не имеют строгих дат сессий и семестров.

Любопытно другое: колебания ресурсов в категориях "образование" и "путешествия" находятся в противофазе. То есть в то время, когда на образовательных ресурсах наступает пик посещаемости, на сайтах туристических агентств наблюдается спад. Впрочем, с точки зрения здравого смысла в этом нет никаких противоречий. Образование или путешествие одинаково полезны, но только в том случае, если сосредоточиться на чем-то одном.

График 1. Изменение посещаемости образовательных сайтов.

График 2. Изменение аудитории сайтов категории "путешествия".

Сезонные колебания в других категориях

У ресурсов большинства других категорий сезонные колебания тоже есть, но выражены они слабее и в основном представлены летним спадом.

На сайтах категорий СМИ (17,3% аудитории рунета), "бизнес и финансы" (4,0%), "политика" (2,4%) наблюдаются значительные пики, связанные с мировыми катастрофами, такими, как теракты в США, гибель подлодки "Курск", взрывы в Москве. На фоне этих пиков сезонные колебания не так заметны. Достаточно слабы они и у сайтов бурно развивающейся категории "сервисы", самые крупные ресурсы которой представляют собой бесплатную электронную почту.

В результате и суммарные сезонные колебания рунета оказываются достаточно слабыми по сравнению с общим ростом, тем более что некоторые из колебаний находятся в противофазе и компенсируют друг друга. Однако для ряда категорий сезонные колебания достаточно велики. Их амплитуда сравнима с показателями посещаемости. В некоторых случаях, например в категории "путешествия", представленной в основном туристическими ресурсами, посещаемость можно описать очень простой аналитической функцией. И даже прогнозировать на будущее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1719
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1071
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
777
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1056

Другие новости