Сегодня уже никого не удивишь сообщением о том, что в интернете "тоже можно слушать музыку". Даже те, кто в бывал в сети всего несколько раз, пользуются в быту понятиями "mp3" и "Napster", знают, что музыку можно "скачивать", и даже слышали о том, что люди, предоставляющие другим все эти возможности, не всегда действуют с согласия надлежащих правообладателей, а следовательно, нарушают закон об авторском праве. На протяжении 2000-2001 гг. музыкальная индустрия была вынуждена познакомиться с интернетом не только как с областью для капиталовложения и расширения своего влияния, но и как с "зоной" проведения самых громких судебных процессов об авторских правах. Самое интересное, что две эти области в итоге фактически пересеклись - после покупки двумя ведущими музыкальными альянсами онлайнового сервиса по обмену музыкой Napster и портала MP3.COM. В результате своего реформирования Napster займется - вместе с крупнейшими звукозаписывающими компаниями (AOL Time Warner's Warner Music, Bertelsmann's BMG Entertainment, EMI Group) - продажей музыкальных композиций в сети, а MP3.COM, проданный альянсу Sony Music и Vivendi Universal, заручившись мощностями партнеров - Yahoo! и Microsoft, совместит свою паблишинговую систему с платными службами, также нацеленными на продажи.
Доводы сторон
Первый вопрос, который возникает у пользователя интернета, когда он слышит эти новости, - "Неужели эти люди хотят заставить меня платить за музыку, которую я привык слушать в сети абсолютно бесплатно?"
Да, утверждают гиганты звукозаписи, мы просто не можем себе позволить, чтобы музыка, из которой мы привыкли извлекать прибыль, распространялась бесплатно где бы то ни было. И приводят в качестве аргумента цифры, красноречиво свидетельствующие о падении доходов от продаж музыкальной продукции, которое произошло в результате появления интернета. Так, ассоциация NARM (National Association of Recording Merchandisers), а позже и IFPI (Международная федерация фонографической промышленности) опубликовали в этом году сходные данные об объемах продаж за первое полугодие. За последние полгода объемы продаж музыки в денежном выражении снизились на 5%, а по количеству проданных компакт-дисков и аудиокассет - на 6,7%. При этом более всего пострадали синглы: объем их продаж сократился в мире на 14%, а в США - более чем на 40%.
Между тем музыкальной индустрии достаточно "удобно" заявлять о снижении продаж (особенно на фоне выросших за последний год на 7-9% цен на CD), поскольку ее представители и защитники знают: сетевые "оппоненты" просто не смогут предоставить в ответ контраргументы, подкрепленные достоверной статистикой. И вот почему: как ни странно это звучит, данные, могущие пролить свет на объемы распространения музыкальных файлов в интернете и на зависимость состояния продаж от количества скачиваний файлов, при всей видимой прозрачности не поддаются даже приблизительной оценке. Цепочка измерений длинна, а результаты этих измерений не представляются объективно верными.
Мы можем оценить аудиторию интернета в целом и ту ее часть, которая пользуется музыкальными серверами и архивами, в частности; можно также с некоторой долей уверенности сказать, какой процент посетителей музыкальных серверов обладает достаточными техническими мощностями для прослушивания музыки (хотя бы имеет звуковые карты на компьютере). По оценкам Rambler"s Top100, российские сетевые меломаны представляют собой весьма активную аудиторию, размеры которой колеблются около 1,5 млн. человек в месяц (именно таково среднее количество посетителей всех российских сайтов, зарегистрированных в категории "Музыка" Rambler"s Top100); согласно опросам, проводившимся рядом музыкальных серверов в начале 2001 г., музыкальная карта есть примерно у каждого четвертого посетителя музыкального сайта.
Можно дать также не менее точную оценку географического распределения данной аудитории. Львиная доля прослушиваний и скачиваний аудиофайлов производится горожанами, обладателями хороших каналов и выделенных линий. Порядка 24% посетителей музыкальных сайтов - москвичи, существенное отставание демонстрируют Санкт-Петербург и провинция, а около 45% приходят слушать музыку из-за рубежа: музыкальные сайты - одни из немногих, являющихся в России экспортерами контента.
Со значительно меньшей точностью мы можем определить количественный и качественный состав произведений, размещенных в сети (средний российский музыкальный архив содержит несколько тысяч различных музыкальных композиций).
С еще меньшей точностью можно выяснить, какие из размещенных в сети произведений прослушиваются вышеозначенной аудиторией (к примеру, наши данные свидетельствуют, что хит-парад прослушиваний больших музыкальных серверов часто не включает в себя хиты, пребывающие на первых позициях в чартах). Дополнительную неоднозначность вносит сам акт прослушивания, так как невозможно сказать, было ли то или иное произведение прослушано целиком.
И уж совсем невозможно соотнести количество прослушиваний с объемами продаж данного произведения. По двум причинам: даже учитывая объемы продаж, сделанных через интернет (что фактически является коммерческой тайной продавцов; по грубым оценкам, эти объемы ничтожно малы в сравнении с количеством прослушиваний), мы не в состоянии сказать, сколько покупок делается в обыкновенных, "оффлайновых", магазинах под влиянием ознакомления с музыкой, состоявшегося в сети.
Однако, по данным сервера Звуки.ru, значительная часть заявок, в которых посетители просят разместить те или иные треки, вызвана в первую очередь отсутствием этих фонограмм в продаже. Наибольшим спросом пользуются архивные, раритетные записи, а также редкие концертные версии известных альбомов.
Тем не менее напрашивающийся из этого вывод о том, что для представителей музыкальной индустрии важны данные не столько о прослушивании, сколько о желании получить доступ к не представленному в сети музыкальному материалу, ошибочен: в большинстве случаев такие запросы делают поклонники узких музыкальных направлений либо конкретных музыкантов, далеких от массового слушателя, который является предметом основного интереса крупных звукозаписывающих и паблишинговых компаний.
За что мы платим?
Общественное мнение подтверждает эти данные: так, по данным Аиф-Интернет, в результате опроса, в котором недавно участвовали около 4 тыс. австралийских пользователей сети, выяснилось, что 86% из них действительно скачивают музыкальные файлы, однако это отнюдь не мешает им покупать лицензионные компакт-диски. Наоборот: интернет-музыка для многих пользователей является лишь ознакомительной, стимулом к покупке того или иного диска. Так, например, более 80% скачивающих музыку из сети действительно покупают CD, а свыше 90% - ходят на концерты музыкантов, песни которых они слушали в интернете. За музыку из сети почти никто из опрошенных платить не хочет: по мнению пользователей, сама плата за доступ в сеть достаточно высока. Чуть больше чем по 3 долл. за композицию, готовы платить те, кто не сумел найти музыку на традиционных носителях.
Возникает вопрос: а готов ли сетевой рынок к тому, чтобы представители шоу-бизнеса продвигали на нем свои идеологически верные схемы извлечения прибыли из музыкальной продукции?
Нет, поскольку на сегодняшний день рынок этот формируется не ими: достаточно сказать, что он состоит из нескольких, зачастую мало соприкасающихся между собой виртуальных "областей" и лейблы пока не смогли занять в нем заметное и достойное место. Для того чтобы понять причину такой ситуации, следует в первую очередь задать вопрос: а кто, собственно, выкладывает музыку в интернет?
Творцы и коммерсанты
На сегодняшний день музыкальный интернет можно условно разделить на три "сектора":
1. Сайты музыкантов и групп (а также фан-сайты и клубы по интересам), чаще всего создаваемые по принципу организации коммьюнити и не представляющие собой серьезных в технологическом и идейном отношении работ. Музыканты, как правило, рады выкладывать музыку в сеть для всеобщего доступа, однако иногда этот шаг влечет за собой конфликт с выпускающим лейблом. Ближайший аналог - домашние странички.
2. Сайты музыкальных компаний - официальное "сетевое представительство", иногда совмещенное с неуклюжей попыткой сетевой торговли; музыку в свободном доступе на таких сайтах можно встретить только в качестве сэмплов или промо-версий. Аналог - сайт из корпоративного сектора.
3. Музыкальные архивы и магазины. Создание этого класса сайтов инспирировано запросами сетевой публики и почти никак не соотносится с событиями внутри музыкальной индустрии. Наиболее удачные из таких работ содержат серьезные в технологическом плане решения, однако у авторов этих сайтов чаще всего возникают конфликты с действующим законодательством. Вместе с тем деятельность этой группы сайтов наиболее близка к коммерчески оправданной: они уже умеют извлекать небольшие доходы от размещенной на страницах своих архивов рекламы, проводят эффективные промо-кампании, зарабатывают на торговле "традиционными" носителями, используя аудиофайлы как промо-материал. Эта схема работы вполне удачна, однако следует помнить, что создание и обслуживание серьезного музыкального архива или магазина на профессиональной основе - удовольствие дорогое и, не будучи просчитанным досконально, редко оказывается окупаемым.
Так значит, совместив в своем сервере последние технологические достижения, способность к организации коммьюнити и коммерческий потенциал, мы получим идеальный музыкальный сайт?
К сожалению, нет. Ведь остается еще такая вещь, как человеческий фактор, - сила, движущая интернетом с самого его основания. Для сетевого жителя имеет ценность лишь одно мнение - его собственное. В интернете каждый - сам себе диджей. Если людям не будет интересен и нужен ваш сайт - они просто никогда на него не придут. А придя, не вернутся.